Меню

  • Премиум

Кредиты

Карты

Вклады

Меню

burger menu
Через пару секунд страница
загрузится

Поиск по сайту

Корпоративный локомотив

1 ноября 2016

Сегодня, как и многие годы подряд, крупный российский бизнес составляет основу российской экономики. В банковском сегменте эти компании относятся к сфере корпоративной клиентуры, в отличие от менее крупного — малого и среднего — бизнеса. Как изменяются потребности этой категории клиентов и каковы тенденции развития взаимоотношений банковского сектора с крупным бизнесом, «КС» обсудил с новосибирскими банкирами.

У каждого банка существует свой подход к определению величины бизнеса, достойного называться «корпоративным», — как правило, это величина годовой выручки, пороговое значение которой устанавливается банком по своему разумению. Так что предприятие, которое крупный федеральный банк может считать «средним», вполне может быть крупным корпоративным клиентом небольшого регионального банка. Поэтому критерий, используемый правительством и Банком России — сумма годовой выручки более 2 миллиардов рублей, — может быть взят лишь для ориентировочной оценки.

Тем не менее использование этого критерия все же дает некоторую возможность оценить динамику российского корпоративного сегмента в 2016 году, логично сопоставляя тенденции его развития с трендами кредитного портфеля. Сделать это можно, уменьшая цифры задолженности всего российского бизнеса на величины, отнесенные к сектору МСБ, — в таком формате информацию предоставляет ЦБ РФ. Так, в предкризисном 2013 году кредитный портфель корпоративного бизнеса показал рост на 13,3%, что существенно превышало инфляцию тех лет и вполне могло считаться показателем развития. 2016 год на этом фоне выглядит много скромнее — 4,6% за первые восемь месяцев года. С учетом сопоставимого за этот же период уровня инфляции можно осторожно говорить о стабилизации корпоративного бизнеса, что в современной экономической ситуации достаточно неплохо.

Схожего мнения придерживается начальник управления корпоративного бизнеса Банка «Левобережный» Татьяна Шипачева. По ее мнению, российский бизнес сегодня, как и вся экономика в России, переживает не лучшие времена, однако состояние корпоративного сегмента сейчас уже можно назвать стабильным.

А руководитель корпоративного филиала банка ВТБ в Новосибирске Вячеслав Брюханов, говоря о региональных предприятиях с годовой выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей, считает, что такой бизнес чувствует себя лучше остальных. «Этот бизнес-сегмент эластичен, умеет лучше приспосабливаться и находить новые ниши и возможности для развития, имеет опыт в преодолении кризисных периодов», — утверждает банкир.

Не стоит забывать о том, что мощную поддержку российскому корпоративному кредитованию оказало санкционное перекрытие зарубежных инвестиций — крупный бизнес, уже научившийся привлекать недорогие займы в иностранной валюте, был вынужден перестраиваться на внутренние кредитные рельсы. Для банков это означало не просто возможность нарастить объемы финансирования корпоративной клиентуры, но и получить заемщиков нового качества — компании, удовлетворявшие высоким требованиям иностранных кредиторов. Но эти же компании привнесли в свои отношения с российскими банками практику делового взаимодействия с зарубежными финансовыми институтами, что не могло не сказаться и на технологиях отечественного банкинга. С другой стороны, обострившаяся конкуренция российских банков за качественных российских же клиентов, особенно на безрисковом рынке транзакционных услуг, также способствовала как совершенствованию традиционных методов обслуживания, так и ускоренному развитию электронных технологий. «Сегодня многие предприниматели ведут свой бизнес практически 24 часа в сутки, а для этого требуются большие ресурсы, более технологичные сервисы и инструменты — для того чтобы управлять финансами компании оперативно и эффективно», — уверена Татьяна Шипачева. Она наблюдает движение технологий обслуживания корпоративного бизнеса в сторону дистанционных сервисов, объясняя это ответом банков на потребности бизнеса. «Думаю, что крупный корпоративный бизнес раньше или позже, но все равно уйдет в цифровые каналы», — считает и председатель Правления банка «ФК Открытие» Евгений Данкевич.

Российский крупный корпоративный бизнес в большой степени монополизирован государством — об этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в последнем из ежегодных «Докладов о состоянии конкуренции в Российской Федерации». По информации ФАС, сегодня вклад государства и государственных компаний в ВВП Российской Федерации может составить около 70%. Не пускаясь в поиск причин такого состояния, можно безошибочно сказать, что развитие страны в среднесрочной перспективе будет определять именно корпоративный сегмент. И, как это ни парадоксально, на нем же лежит львиная доля ответственности и за рост своих «братьев меньших» — бизнес средний и малый. Совсем недавно президент РФ Владимир Путин заявил о планах роста закупок крупными компаниями с государственным участием товаров и услуг у малого и среднего бизнеса с сегодняшних 10% до 15%, пообещав реализовать эти планы «в ближайшее время».

Корпоративный бизнес, не без труда удерживавший свои позиции в течение последних двух лет, сейчас готов к новой фазе роста. Хотя, по мнению Вячеслава Брюханова, пока не удается переломить общий экономический тренд, который сложился вследствие снижения потребления в сравнении с экономической ситуацией 2013 года, когда все мы жили в реальности растущей экономики. Так что не исключено, что ожидаемый рост будет процессом нового качества — испытания вынужденным отказом от зарубежного финансирования, снизившимися ценами на энергоносители, девальвацией национальной валюты заставили многие компании пересмотреть принципы оперативной и инвестиционной деятельности с большей опорой на собственные средства. Для банков это скорее позитивный процесс, повышающий качество потенциальных заемщиков, — так что сотрудничество бизнеса и финансов пусть не завтра, но в недалеком будущем, может внести весомый вклад в ожидаемый прогресс российской экономики.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Илья Савицкий, начальник операционного офиса «Кемеровский» Банковского центра СИБИРЬ Банка ЗЕНИТ:

— Какую долю занимает корпоративный бизнес в вашей банковской деятельности?

— По принятой у нас в банке классификации под корпоративным бизнесом понимаются компании, которые по критериям не подходят под параметры, установленные 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Таким образом, в эту категорию попадают крупные региональные компании.

На долю таких клиентов приходится около 60% кредитного портфеля подразделения Банка ЗЕНИТ в г. Кемерово. Примерно такая же доля на них приходится и по другим направлениям банковской деятельности (комиссионные доходы, пассивные операции и т. д.).

— В чем особенности обслуживания, в т. ч. кредитования, корпоративного бизнеса?

— Исторически главная особенность заключается в индивидуальном подходе к работе с такими клиентами. Это и специальные стоимостные условия, и гибкий подход к обеспечению, вплоть до его отсутствия, и т. п. Как правило, работа с этим сегментом бизнеса строится на сугубо индивидуальном структурировании сделок и формировании в ходе переговоров неких компромиссных условий совместной работы, устраивающих и банка, и партнера.

Вместе с тем надо отметить и тот факт, что сегодня на рынке идет острая конкуренция и за компании категории МСБ. В большинстве случаев подходы, используемые в работе с корпоративными клиентами, применяются и при обслуживании крупных представителей категории так называемого среднего бизнеса.

— Как вы оцениваете изменения объемов корпоративного бизнеса за последние два года, в том числе по отраслям?

— Несмотря на все сложности, связанные с кризисом в экономике страны в последние два года, по моему мнению, корпоративный бизнес в целом прошел дно. Для Кемеровской области как крупнейшего региона по добыче угля ситуация дополнительно усугублялась снижением рыночной стоимости этого ресурса. Правда, сегодня маятник качнулся в другую сторону и наблюдается рост стоимости угля.

Эти факторы в совокупности увеличили интерес корпоративного бизнеса, работающего в угольной отрасли, к кредитным ресурсам и прочим банковским продуктам. Думаю, и далее корпоративные клиенты этого сегмента экономики будут являться локомотивом развития банковского бизнеса региона.

Угольщики региона потянут за собой рост спроса в смежных отраслях: транспорте, машиностроении, лизинге, всевозможных услугах для угольных компаний и пр.

К отрасли, понесшей большие потери, я бы отнес региональный ритейл. За последние несколько лет в Кемеровской области ушел с рынка целый ряд местных игроков. На их место пришли федеральные сети.

— Насколько велика банковская конкуренция за корпоративных клиентов? Какие технологии используют при этом банки?

— За таких клиентов конкуренция всегда была ожесточенной. Конечно, на этом рынке «первую скрипку» играют государственные банки и крупнейшие частные финансовые институты. Но этот сегмент бизнеса всегда будет достаточно волатильным по нескольким причинам:

Во-первых, при принятии решения о выборе того или иного банка для финансирования корпоративный бизнес руководствуется не только ставкой процента, но и такими критериями, как: оперативность принятия решения, наличие/отсутствие дополнительных условий и ковенант, сроки финансирования, требования к обеспечению и т. д. Эти критерии по своей совокупности могут в ряде случаев преобладать над таким важным параметром, как стоимость.

Во-вторых, крупнейшие банки страны достаточно часто пытаются выстроить работу с клиентом по неким шаблонам, а интегрировать в них отдельную частную сделку не всегда получается. Это аспект, в котором конкуренцию могут выиграть другие игроки банковского сектора.

В-третьих, крупные компании понимают опасность «зацикливания» только на одном банке, пускай даже и одном из крупнейших. Наличие нескольких партнеров позволяет минимизировать финансовые риски.

Если говорить о технологиях конкуренции, то, наверное, я свел бы их не к каким-то конкретным алгоритмам, а к возможности каждого банка проявлять гибкость и достигать компромисса при определении условий совместной работы с корпоративными клиентами. Всегда должны присутствовать возможность и желание договариваться.

Close

Переход на Госуслуги

Сейчас вы перейдете на сайт Госуслуг. Для авторизации на сайте понадобится ваш логин и пароль.

Понятно
Close Спасибо

Благодарим! Заявка отправлена.
С вами свяжется специалист банка.

Мы обрабатываем персональные данные
и используем cookies, чтобы сайт был лучше

cookies