Корпоративный локомотив
1 ноября 2016
Сегодня, как и многие годы подряд, крупный российский бизнес составляет основу российской экономики. В банковском сегменте эти компании относятся к сфере корпоративной клиентуры, в отличие от менее крупного — малого и среднего — бизнеса. Как изменяются потребности этой категории клиентов и каковы тенденции развития взаимоотношений банковского сектора с крупным бизнесом, «КС» обсудил с новосибирскими банкирами.Тем не менее использование этого критерия все же дает некоторую возможность оценить динамику российского корпоративного сегмента в 2016 году, логично сопоставляя тенденции его развития с трендами кредитного портфеля. Сделать это можно, уменьшая цифры задолженности всего российского бизнеса на величины, отнесенные к сектору МСБ, — в таком формате информацию предоставляет ЦБ РФ. Так, в предкризисном 2013 году кредитный портфель корпоративного бизнеса показал рост на 13,3%, что существенно превышало инфляцию тех лет и вполне могло считаться показателем развития. 2016 год на этом фоне выглядит много скромнее — 4,6% за первые восемь месяцев года. С учетом сопоставимого за этот же период уровня инфляции можно осторожно говорить о стабилизации корпоративного бизнеса, что в современной экономической ситуации достаточно неплохо.
Схожего мнения придерживается начальник управления корпоративного бизнеса Банка «Левобережный» Татьяна Шипачева. По ее мнению, российский бизнес сегодня, как и вся экономика в России, переживает не лучшие времена, однако состояние корпоративного сегмента сейчас уже можно назвать стабильным.
А руководитель корпоративного филиала банка ВТБ в Новосибирске Вячеслав Брюханов, говоря о региональных предприятиях с годовой выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей, считает, что такой бизнес чувствует себя лучше остальных. «Этот бизнес-сегмент эластичен, умеет лучше приспосабливаться и находить новые ниши и возможности для развития, имеет опыт в преодолении кризисных периодов», — утверждает банкир.
Не стоит забывать о том, что мощную поддержку российскому корпоративному кредитованию оказало санкционное перекрытие зарубежных инвестиций — крупный бизнес, уже научившийся привлекать недорогие займы в иностранной валюте, был вынужден перестраиваться на внутренние кредитные рельсы. Для банков это означало не просто возможность нарастить объемы финансирования корпоративной клиентуры, но и получить заемщиков нового качества — компании, удовлетворявшие высоким требованиям иностранных кредиторов. Но эти же компании привнесли в свои отношения с российскими банками практику делового взаимодействия с зарубежными финансовыми институтами, что не могло не сказаться и на технологиях отечественного банкинга. С другой стороны, обострившаяся конкуренция российских банков за качественных российских же клиентов, особенно на безрисковом рынке транзакционных услуг, также способствовала как совершенствованию традиционных методов обслуживания, так и ускоренному развитию электронных технологий. «Сегодня многие предприниматели ведут свой бизнес практически 24 часа в сутки, а для этого требуются большие ресурсы, более технологичные сервисы и инструменты — для того чтобы управлять финансами компании оперативно и эффективно», — уверена Татьяна Шипачева. Она наблюдает движение технологий обслуживания корпоративного бизнеса в сторону дистанционных сервисов, объясняя это ответом банков на потребности бизнеса. «Думаю, что крупный корпоративный бизнес раньше или позже, но все равно уйдет в цифровые каналы», — считает и председатель Правления банка «ФК Открытие» Евгений Данкевич.
Российский крупный корпоративный бизнес в большой степени монополизирован государством — об этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в последнем из ежегодных «Докладов о состоянии конкуренции в Российской Федерации». По информации ФАС, сегодня вклад государства и государственных компаний в ВВП Российской Федерации может составить около 70%. Не пускаясь в поиск причин такого состояния, можно безошибочно сказать, что развитие страны в среднесрочной перспективе будет определять именно корпоративный сегмент. И, как это ни парадоксально, на нем же лежит львиная доля ответственности и за рост своих «братьев меньших» — бизнес средний и малый. Совсем недавно президент РФ Владимир Путин заявил о планах роста закупок крупными компаниями с государственным участием товаров и услуг у малого и среднего бизнеса с сегодняшних 10% до 15%, пообещав реализовать эти планы «в ближайшее время».
Корпоративный бизнес, не без труда удерживавший свои позиции в течение последних двух лет, сейчас готов к новой фазе роста. Хотя, по мнению Вячеслава Брюханова, пока не удается переломить общий экономический тренд, который сложился вследствие снижения потребления в сравнении с экономической ситуацией 2013 года, когда все мы жили в реальности растущей экономики. Так что не исключено, что ожидаемый рост будет процессом нового качества — испытания вынужденным отказом от зарубежного финансирования, снизившимися ценами на энергоносители, девальвацией национальной валюты заставили многие компании пересмотреть принципы оперативной и инвестиционной деятельности с большей опорой на собственные средства. Для банков это скорее позитивный процесс, повышающий качество потенциальных заемщиков, — так что сотрудничество бизнеса и финансов пусть не завтра, но в недалеком будущем, может внести весомый вклад в ожидаемый прогресс российской экономики.
— Какую долю занимает корпоративный бизнес в вашей банковской деятельности?
— По принятой у нас в банке классификации под корпоративным бизнесом понимаются компании, которые по критериям не подходят под параметры, установленные 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Таким образом, в эту категорию попадают крупные региональные компании.
На долю таких клиентов приходится около 60% кредитного портфеля подразделения Банка ЗЕНИТ в г. Кемерово. Примерно такая же доля на них приходится и по другим направлениям банковской деятельности (комиссионные доходы, пассивные операции и т. д.).
— В чем особенности обслуживания, в т. ч. кредитования, корпоративного бизнеса?
— Исторически главная особенность заключается в индивидуальном подходе к работе с такими клиентами. Это и специальные стоимостные условия, и гибкий подход к обеспечению, вплоть до его отсутствия, и т. п. Как правило, работа с этим сегментом бизнеса строится на сугубо индивидуальном структурировании сделок и формировании в ходе переговоров неких компромиссных условий совместной работы, устраивающих и банка, и партнера.
Вместе с тем надо отметить и тот факт, что сегодня на рынке идет острая конкуренция и за компании категории МСБ. В большинстве случаев подходы, используемые в работе с корпоративными клиентами, применяются и при обслуживании крупных представителей категории так называемого среднего бизнеса.
— Как вы оцениваете изменения объемов корпоративного бизнеса за последние два года, в том числе по отраслям?
— Несмотря на все сложности, связанные с кризисом в экономике страны в последние два года, по моему мнению, корпоративный бизнес в целом прошел дно. Для Кемеровской области как крупнейшего региона по добыче угля ситуация дополнительно усугублялась снижением рыночной стоимости этого ресурса. Правда, сегодня маятник качнулся в другую сторону и наблюдается рост стоимости угля.
Эти факторы в совокупности увеличили интерес корпоративного бизнеса, работающего в угольной отрасли, к кредитным ресурсам и прочим банковским продуктам. Думаю, и далее корпоративные клиенты этого сегмента экономики будут являться локомотивом развития банковского бизнеса региона.
Угольщики региона потянут за собой рост спроса в смежных отраслях: транспорте, машиностроении, лизинге, всевозможных услугах для угольных компаний и пр.
К отрасли, понесшей большие потери, я бы отнес региональный ритейл. За последние несколько лет в Кемеровской области ушел с рынка целый ряд местных игроков. На их место пришли федеральные сети.
— Насколько велика банковская конкуренция за корпоративных клиентов? Какие технологии используют при этом банки?
— За таких клиентов конкуренция всегда была ожесточенной. Конечно, на этом рынке «первую скрипку» играют государственные банки и крупнейшие частные финансовые институты. Но этот сегмент бизнеса всегда будет достаточно волатильным по нескольким причинам:
Во-первых, при принятии решения о выборе того или иного банка для финансирования корпоративный бизнес руководствуется не только ставкой процента, но и такими критериями, как: оперативность принятия решения, наличие/отсутствие дополнительных условий и ковенант, сроки финансирования, требования к обеспечению и т. д. Эти критерии по своей совокупности могут в ряде случаев преобладать над таким важным параметром, как стоимость.
Во-вторых, крупнейшие банки страны достаточно часто пытаются выстроить работу с клиентом по неким шаблонам, а интегрировать в них отдельную частную сделку не всегда получается. Это аспект, в котором конкуренцию могут выиграть другие игроки банковского сектора.
В-третьих, крупные компании понимают опасность «зацикливания» только на одном банке, пускай даже и одном из крупнейших. Наличие нескольких партнеров позволяет минимизировать финансовые риски.
Если говорить о технологиях конкуренции, то, наверное, я свел бы их не к каким-то конкретным алгоритмам, а к возможности каждого банка проявлять гибкость и достигать компромисса при определении условий совместной работы с корпоративными клиентами. Всегда должны присутствовать возможность и желание договариваться.