Не кредитом единым
13 мая 2016
Снижение темпов банковского кредитования стало серьезной проблемой российского реального бизнеса. Отечественные предприятия испытывают существенные ограничения инвестиционного и оборотного капитала, что приводит к снижению объемов выпускаемой продукции и предоставляемых услуг и не позволяет закладывать фундамент будущего роста. Одним из путей возможного решения проблем развития российского предпринимательства является полноценное использование потенциала банковского документарного бизнеса. Об этом «КС» побеседовал с экспертами и участниками регионального финансового рынка.Несмотря на существенные различия в инструментах документарного бизнеса — гарантиях, аккредитивах, программах торгового финансирования, — их объединяет одно общее свойство: банк в большинстве документарных операций не предоставляет кредитные ресурсы, а лишь гарантирует перед контрагентом своего клиента выполнение определенных условий. Это позволяет бизнесу, не привлекая дополнительные кредитные ресурсы, исполнять свои стратегические планы и проводить текущую операционную деятельность. При этом стоимость документарных услуг существенно ниже стоимости привлечения банковского кредитования — если в процентную ставку классического кредита заложены как минимум цена привлечения ресурсов банком, цена риска и банковская маржа, то цена документарных услуг определяется в основном рисками операции и ее доходностью для банка.
Дмитрий Монастырев уточняет: документарный бизнес включает две составляющие — кредитование и расчеты, причем кредитование осуществляется по методикам, принятым в банках, а расчеты — в соответствии с положениями ЦБ РФ и международными унифицированными правилами. По мнению топ-менеджера, такой симбиоз позволяет не замораживать оборотные средства на время исполнения обязательств по контрактам и снижать разного рода риски. «Также в рамках осуществления документарных сделок возможно привлечение фондирования, стоимость которого ниже стоимости банковских кредитов», — добавляет управляющий филиалом банка. Документарный бизнес позволяет клиентам банка получить защиту от коммерческих и контрактных рисков, профинансировать свою сделку по ставкам, которые ниже ставок классического кредитования, уверен Игорь Чепеньков. А в импортных сделках позволяет также захеджировать валютные риски и получить долгосрочное финансирование под покрытие Экспортных страховых агентств до 12 лет, добавляет топ-менеджер банка.
Правда, при этом нельзя не учитывать требования банков по обеспечению гарантий и аккредитивов — гарантируя перед третьим лицом оплату за своего клиента, банк стремится минимизировать и собственные риски, требуя в свою очередь от клиента гарантий возмещения произведенных выплат в случае форс-мажорных обстоятельств. В этой части обеспечение документарных операций весьма схоже с предоставлением залога при банковском кредитовании.
Говоря об аккредитивной форме международных расчетов, Елена Толкачева видит ее преимущество и в том, что расчеты между партнерами по контракту проходят под контролем банков на основе международных правил, а механизм применения правил понимается банками разных стран одинаково. При этом, по словам эксперта, в сфере документарного бизнеса проводятся различные типы сделок, каждая из которых индивидуальна, не похожа по характеристикам на остальные.
Документарные операции — инструмент развития бизнеса
Использование инструментов документарного бизнеса дает для клиентов и еще один плюс — это повышенное доверие со стороны контрагента, который имеет гарантию своевременной оплаты поставленных товаров или оказанных услуг со стороны банка. В современной непростой экономической ситуации снижение рисков оплаты представляет собой серьезное конкурентное преимущество и позволяет не только удерживать традиционные рынки, но и пробовать свои силы в новых направлениях бизнеса. Сегодня банковский документарный бизнес, в частности, аккредитивная форма расчетов, не всегда воспринимается клиентами как рабочий инструмент в проведении расчетов. Между тем нет никаких препятствий для использования документарных операций клиентами самых различных форм собственности и уровня бизнеса.
Практически каждая компания, любое направление бизнеса могут использовать документарные инструменты с выгодой для себя и своего контрагента, считает Дмитрий Монастырев. Он отмечает, что спектр продуктов документарного бизнеса очень широк: это инкассо, гарантии, аккредитивы, аккредитивы stand-by, эскроу-счета. А по наблюдениям Елены Толкачевой, аккредитивы и гарантии используют как крупные предприятия, так и малый бизнес, для всех категорий клиентов найдутся те особенности этой формы расчетов или формы обеспечения обязательств, которые будут полезны для работы крупного предприятия и предприятия малого бизнеса.
При проведении международных финансовых операций клиентам приходится прибегать к услугам документарного банковского бизнеса в основном по требованию иностранного контрагента, и Елена Толкачева, говоря о соотношении объемов документарного бизнеса клиентов банка при международных и внутренних расчетах, констатирует: сегодня международные аккредитивы существенно преобладают. В качестве примера успешной внешнеторговой сделки заместитель начальника валютного управления банка приводит покупку компанией «Деревенское молочко» (Северск, Томская область) с помощью аккредитива нового оборудования для производства — линии Tewes Bis польского производства по выпуску творога и итальянской линии Comat по выпуску сыров. «Компания купила валюту и перевела на счет банка для предстоящей покупки оборудования, чтобы заморозить курс валюты как раз перед его значительным скачком», — раскрывает подробности сделки банковский менеджер.
Во внутрироссийских расчетах клиент-покупатель в меньшей степени зависим от своего контрагента-поставщика, и пока не всегда готов к более длительной и дорогостоящей, чем при прямых расчетах, финансовой схеме, да и требование банка об обеспечении аккредитива ставит клиента перед решением непростой задачи. Однако грамотное использование возможностей документарного бизнеса способно привести в итоге к существенному снижению рисков для обеих сторон сделки, ведь банк не только гарантирует поставщику получение денежных средств, но и проверяет соблюдение всех условий поставки в интересах своего клиента. И как правило, успешное завершение сделки с лихвой покрывает все затраты на ее проведение.
«В последние два года количество внутрироссийских аккредитивов более чем в четыре раза превышает количество международных аккредитивов, хотя по объемам операций международных все же больше», — рассказывает Игорь Чепеньков. И далее разъясняет: это связано с тем, что крупные инвестиционные проекты сопровождаются покупкой импортного оборудования с применением схем торгового импортного финансирования.
По словам Дмитрия Монастырева, основные объемы документарного бизнеса приходятся на внутренний рынок — в большей степени это касается банковских гарантий, а в международных сделках в качестве расчетного инструмента чаще используют аккредитивы. «Сегодня мы видим явный тренд по более активному использованию документарных операций во внутренних расчетах», — отмечает банкир.
Высокие технологии документарного бизнеса
Успешное ведение банковского документарного бизнеса возможно лишь при соблюдении самых высоких стандартов качества финансовой работы. В этом специфическом секторе банковской деятельности чрезвычайно важна слаженная, командная работа специалистов в областях юриспруденции, международных отношений, финансов. По сути, документарный бизнес представляет собой высокотехнологичный банковский процесс, финансовый Hi-Tech, целью которого является оперативное проведение в интересах клиента сделки, отвечающей всем международным требованиям и стандартам. «Для крупных банков денежные ресурсы обходятся дешевле, чем для небольших — но крупные банки не всегда могут проявить гибкость при ценообразовании по комиссиям, скорости принятия решения и реализации сделок», — рассказывает Дмитрий Монастырев. Говоря про международные контракты, он отмечает, что банки с государственным участием из-за экономических ограничений порой испытывают сложности в реализации сделок совместно с иностранными банками. «Поэтому в лидерах будет всегда тот банк, который постоянно разрабатывает новые решения, позволяющие компаниям-клиентам развивать свой бизнес в сегодняшних непростых условиях», — констатирует управляющий филиалом банка.
«Самое ценное для банка в этом бизнесе — наличие опытного специалиста с наработанной практикой, принцип его работы напоминает американских юристов: они должны знать все прецеденты, чтобы выиграть дело», — проводит аналогии Елена Толкачёва. По ее мнению, на сибирском рынке много московских банков с хорошим уровнем обслуживания, однако недостаток как раз в том, что сделки осуществляются в Москве и с согласия московских специалистов, а это затратно для клиентов Сибири. Таким образом, по скорости работы региональные банки успешно конкурируют со своими федеральными коллегами.
Документарный бизнес — финансовая опора в эпоху нестабильности
Документарный бизнес берет свое начало из эпохи зарождения негоциантства, обеспечивая при помощи прообразов современных аккредитивов защиту финансов средневековых предпринимателей от неизбежных рисков на неспокойных торговых путях. Сегодня другое время и другие риски, но, как и прежде, инструменты документарного бизнеса позволяют максимально обезопасить коммерческую деятельность предпринимателей современных.
Опережающий рост объемов внутрироссийских аккредитивов Игорь Чепеньков связывает с переориентацией торговых операций клиентов с международного рынка во внутрироссийскую торговлю, а также с ростом интереса российских компаний и индивидуальных предпринимателей к защите своего бизнеса с помощью аккредитива. Однако банкир говорит и о стабильном росте год к году объемов международных аккредитивов, как импортных, так и экспортных — и это несмотря на санкционные ограничения и колебания курса рубля.
Дмитрий Монастырев также видит увеличение спроса на документарные операции и внутри России, а касаясь традиционных потребителей продуктов документарного бизнеса, которыми являются экспортеры и импортеры, замечает: чем менее стабильна международная обстановка, тем более востребованными становятся такие продукты.
Во многом солидарна со своими коллегами и Елена Толкачева. Ее прогноз на будущее — рост документарных операций, чему способствует экономическая и политическая ситуация, которые влияют на международную торговлю. «В последнее время спрос на аккредитивы растет, так как экономическая ситуация нестабильна, клиенты стремятся обезопасить сделки, по максимуму гарантировать поступление валютной выручки и избежать штрафов», — объясняет свое видение эксперт финансового рынка.
Прямая речь
Игорь Чепеньков, управляющий директор CIB Сибирского банка ПАО Сбербанк:
— Нельзя однозначно сказать, какая категория клиентов чаще совершает сделки. Однако могу с уверенностью утверждать, что аккредитив применим абсолютно в любой отрасли, независимо от предмета контракта, географического местонахождения контрагента, валюты платежа. На практике встречаются аккредитивы на покупку недвижимости, сырья, оборудования, комплектующих, природных ископаемых, куплю-продажу долей в компаниях, на оказание услуг или выполнение работ, в том числе при строительстве жилой и коммерческой недвижимости.
Дмитрий Монастырев, управляющий филиалом Абсолют Банка в Новосибирске:
— К продуктам документарного бизнеса также можно отнесли счета эскроу. Они удобны при покупке или продаже движимого/недвижимого имущества, слиянии или поглощении и пр. Эскроу-отношения являются трехсторонними — банк, покупатель, продавец. При этом покупатель во исполнение своих обязательств передает деньги в банк — открывает эскроу-счет и размещает средства на нем. Продавец может получить деньги только после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств согласно условиям договора.