Оглушительный провал

Оглушительный провал

15 февраля 2016, Эксперт

Индекс деловой активности среднего бизнеса продолжает падать. Власть же по-прежнему практикует точечную помощь отдельным проектам вместо комплексной господдержки отраслей, способных работать на развитие региона в целом.

Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса обновил рекорд падения. Согласно совместному исследованию Промсвязьбанка, «ОПОРЫ РОССИИ» и компании MAGRAMMarketResearch — «Индекс Опоры RSBI», в IV квартале 2015 года было зафиксировало минимальное значение показателя самочувствия бизнеса за всю историю наблюдения — 38,2 пункта. Притом, что о негативном настроении бизнеса и, соответственно, его низкой деловой активности, можно говорить уже тогда, когда показатель опускается ниже 50 пунктов. Деловая активность МСБ снижалась, начиная с III квартала 2014 года, и меняла лишь темпы падения. «Реальные доходы населения в октябре–ноябре 2015 в среднем упали на 9,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Потребители продолжают сокращать расходы, что и привело к ускорению темпов сокращения выручки у предпринимателей в конце прошлого года. Этот тренд может продолжиться в начале 2016 года, — отмечает руководитель блока средний и малый бизнес Промсвязьбанка Владимир Шаталов. — Бизнес ожидает продолжения сокращения выручки, об этом заявили 42 процента от опрошенных предпринимателей».
Непросто приходится всем отраслям, однако в конце 2015 года более существенное падение показал производственный сектор, при этом самое низкое значение Индекса наблюдается в сфере услуг и в торговле.

Инвестирование как исключение

По данным Индекса Опоры RSBI стабилизация ставок со стороны банков оказала положительный эффект на динамику компонента исследования «Доступность финансирования». Этот показатель снизился незначительно — на 0,4 пункта. Однако говорить о том, что бизнес считает заемное финансирование доступным инструментом для развития, пока рано, так как значение этого показателя далеко от стабильного (41 пункт). Несмотря на то, что индекс доступности финансирования во второй половине 2015 года стабилизировался, за весь анализируемый период он находился на крайне низких значениях. Это связано с двумя факторами: высокие ставки со стороны коммерческих банков и ужесточение требований к выдаче кредитов. «Компании малого и среднего бизнеса проявляют низкий спрос на кредитные ресурсы из-за сжатия бизнеса и ужесточения политики банков по выдаче кредитов», — пояснил Владимир Шаталов. В IV квартале 2015 года лишь 10% опрошенных предпринимателей брали кредиты в банках. Потребность в заемных средствах испытывали 22%.

Исключения составляют компании, у которых еще до ухудшения ситуации в экономике страны состоялось многолетнее и устойчивое сотрудничество с кредитными организациями. «К счастью, у нас сложился плодотворный альянс с банком «Левобережный» и МСП-Банком, нужно отдать должное, что эти банки удержали процентную ставку на прежнем уровне, несмотря на колебания курса», — рассказывает директор компании «Деревенское молочко» Артем Багреев (56 место в рейтинге самых динамичных компаний среднего бизнеса). Невзирая на кризис, предприятие намерено расширять производственные мощности недавно запущенной линии по изготовлению сыров. «Основные проблемы, с которыми столкнулась компания, связаны с общероссийскими кризисными явлениями, которые напрямую повлияли на покупательскую способность и уровень спроса. Однако от резкого падения нас уберегло еще и то, что нам удалось получить в составе линейки дополнительные продукты — сыры», — пояснил Багреев.

Фактор снижения доступности кредитных средств не повлиял на деловую активность и тех компаний, которые не нуждаются в этом инвестиционном инструменте и развиваются исключительно за счет собственных средств. К таким, к примеру, относится АО «Катод» (33 место в рейтинге самых динамичных компаний среднего бизнеса). Генеральный директор компании Владимир Локтионов неоднократно подчеркивал, что предприятие развивается исключительно на собственные ресурсы: «Средства на развитие мы вкладываем за счет получаемой прибыли. У меня как у руководителя этого предприятия главная задача — развивать его. Когда с деньгами обращаешься рачительно, то не нужно брать кредиты, часто кредитующиеся компании просто тратят деньги неграмотно».

Тем не менее, компаний, которые в 2015 году инвестировали в развитие, и планируют делать это в текущем году, немного. По данным «Индекса Опоры RSBI», готовность к инвестициям в IV квартале 2015 года сократился на 5,4 пункта и составил 32,3 пункта. Число предпринимателей, которые расширяли свой бизнес за счет собственной прибыли, в отчетный период снизилось с 20% до 12,7% по сравнению с кварталом ранее. Это минимальное значение за всю историю наблюдения. Предыдущий минимум был зафиксирован в IV квартале 2014 года. Тогда о готовности расширять бизнес за счет собственной прибыли заявляли 19,4% опрошенных. В прогнозах на I квартал 2016 года о готовности наращивать инвестиции заявили только 15% опрошенных предпринимателей.

Хаос господдержки

Импортозамещение было одной из самых актуальных тем в 2015 году. Однако предприниматели, занимающиеся производством, по-прежнему не видят возможности заместить импортные товары на российском рынке. Основная причина — нехватка средств, административные барьеры и отсутствие необходимого сырья и комплектующих в стране для производства продукции. Тем не менее, представители малого и среднего бизнеса проявляют достаточно высокую готовность заняться импортозамещением.

Согласно исследованию «Индекс Опоры RSBI», в своих взаимоотношениях с государством МСБ не показывает высокой активности. Всего семь процентов опрошенных предпринимателей использовали в своей деятельности господдержку за последние пять лет. В целом они считают ее малоэффективной.

На протяжении всего года государство декларировало готовность помочь МСБ преодолеть сложившиеся трудности в экономике, однако выхлоп от этой готовности нельзя назвать продуктивным. Одной из мер поддержки бизнеса со стороны государства стало расширение возможностей МСБ участвовать в госзакупках. «Индекс Опоры RSBI» показал, что в них принимают участие 24% от опрошенных предпринимателей. При этом в целом процедуру их проведения честной считают 31% от опрошенных, а различные нарушения фиксируют 53% респондентов, из которых 22% уверены, что процедура госзакупок сфальсифицирована.

За два кризисных года региональная власть не смогла продемонстрировать какой-либо стратегии в этом направлении. Нельзя сказать и о том, что оказанная господдержка, которая, как правило, носила точечный характер, была оказана тем компаниям, чья деятельность отвечает задачам развития региона. Как правило, в стратегию развития территории вписаны только крупные компании, а представители МСБ рассматриваются исключительно как источники налоговых поступлений. Исследование индекса деловой активности продемонстрировало, что предприниматели пользуются господдерж­кой без энтузиазма.

Существует прямая зависимость интереса к господдержке от размера компании. Наиболее высокая доля тех, кто пользуется поддержкой государства, наблюдается в крупных компаниях среднего бизнеса, что, скорее всего, связано с их большей возможностью преодолеть юридические барьеры, которые возникают на пути к ее получению. Также высокий процент наблюдается среди капиталоемких и сложных производств.

«В 2015 году мы активно использовали инструменты господдержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, также поддержка нашим проектам оказывалась и на регио­нальном уровне, — говорит президент группы компаний «Талина» Виктор Бирюков (одна из компаний ГК «Талина» — Мясокомбинат «Даурский», находящийся в Забайкальском крае занял 43 место в рейтинге самых динамичных компаний среднего бизнеса). В то же время Виктор Бирюков отметил, что механизм поддержки экономически значимых регио­нальных программ используется недостаточно эффективно, так как неправильно расставляются приоритеты. «Конечно, хотелось расширить инструментарий господдержки со стороны регионов, в которых мы работаем. А самое главное, чтобы этот инструментарий подкреплялся реальными деньгами в бюджете. Это касается и Забайкальского края. Необходимо увеличивать объемы финансирования отрасли и смещать акценты в сторону поддержки эффективных производителей, а также налаживать механизмы поддержки экспорта продукции АПК и экспортоориентированных предприятий», — резюмировал Бирюков.

Нарастающие проблемы

Согласно рейтингу самых динамичных компаний, составленному АЦ «Эксперт-Сибирь», в более выигрышной позиции оказались несколько отраслей: строительная и смежные с ней отрасли, оборонная и пищевая промышленность. Однако 2016 год и этим сегментам подготовил испытания. К примеру, ОПК, которому государство в прошлом году оказывало поддержку интенсивнее всего, предстоит столкнуться с последствиями введения в действие поправок к 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе». «В 2015 году многие предприятия оборонно-промышленного комплекса попали в щекотливую ситуацию, вызванную поправками к 275-ФЗ. Согласно действующему законодательству получить денежные средства предприятия могут только после получения авансирования головными предприятиями по контрактам в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год от Министерства обороны. Учитывая, что закон только недавно вступил в силу и еще не применялся на практике, происходит задержка платежей по цепочке кооперации, вызвав нехватку средств на покупку комплектующих и задержку по выплатам заработных плат», — поясняет генеральный директор АО «НИИЭП» Амир Алямов. В 2016 году АО «НИИЭП» планирует определить стратегические направления деятельности по выпуску гражданской продукции и найти под нее конкретные ниши на рынке. «Диверсификация производства как раз и должна стать нашим ответом на возникающие вызовы и угрозы», — говорит Алямов.

В свою очередь Артем Багреев отмечает, что на пищевой промышленности, несомненно, скажется продолжающийся рост курса, в первую очередь это отразится на себестоимости продукции и в дальнейшем — на ее стоимости на полке. «Также одной из угроз остается дефицит сырья. Кроме этого, существующий уровень поддержки сельхозпроизводителей не позволяет развивать молочное хозяйство так, как его следует развивать», — говорит Багреев.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru