Людмила Глушкова: «Идеальный банк должен быть ближе к малому и среднему бизнесу»
5 октября 2015
О банковской поддержке малого и среднего бизнеса в жестких экономических условиях рассказала заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова.
Малый и средний бизнес – наиболее уязвимый сегмент делового рынка России, уверена Людмила Глушкова, заместитель генерального директора Банка «Левобережный». Эксперт подробно рассказала о том, почему «Левобережный» активно помогает этому сектору и каким должен быть идеальный банк для МСБ.
– Людмила Алексеевна, поддержка малого и среднего бизнеса – одно из приоритетных направлений вашего банка. Почему именно этой нише вы уделяете такое внимание?
– Действительно, поддержка малого и среднего бизнеса – ключевое направление нашей деятельности. Этому есть несколько причин. Во-первых, мы региональный банк. И малый и средний бизнес представлен компаниями регионального масштаба, которые нуждаются в развитии. Мы ближе всего к таким предприятиям и лучше всего можем понять их проблемы. Во-вторых, МСБ – это практически основа экономики, но в период кризиса таким компаниям выжить сложнее всего. Так что помощь малому и среднему предпринимательству для нас – помощь развитию бизнеса в целом. Кроме того, на наш взгляд, это очень правильная стратегия с точки зрения наращивания кредитного портфеля и увеличения числа постоянных клиентов. Благодаря тому, что предприятия МСБ развиваются и восстанавливаются быстрее крупных компаний, денежный оборот в рамках ссуд, выдаваемых нами, идет более интенсивно.
Многие игроки, находящиеся в сегменте малого и среднего предпринимательства, получают хорошую кредитную историю, восстанавливая свое дело, инвестируя в будущее. Поэтому нам важно, чтобы среди наших клиентов было как можно больше представителей МСБ.
– Какова ваша стратегия в рамках кредитования малого и среднего бизнеса?
– Для МСБ важна скорость принятия решений. Мы эту потребность полностью удовлетворяем. Мы каждый день рассматриваем множество заявок на кредитование, на участие в различных программах, на получение банковских гарантий. И фактически за один день принимаем решение, понимая, что маленькие компании не могут долго ждать.
Мы также консультируем своих существующих и потенциальных клиентов, какие документы нужно предоставить, что «подтянуть» в своем бизнесе, чтобы получить кредит.
В итоге доля кредитов малого и среднего бизнеса постоянно растет и на 1 сентября 2015 года она составила 64,6% в кредитном портфеле корпоративных клиентов банка.
Также совместно с МСП Банком, входящим в группу Внешэкономбанка, мы предлагаем выгодные для наших клиентов банковские продукты со льготными процентными ставками.
– Что это за продукты? Можете рассказать хотя бы о нескольких из них?
– Благодаря финансовым ресурсам МСП Банка мы можем предложить малым и средним предприятиям комфортные кредитные ставки. Сейчас это 15,25% годовых сроком на 5 лет. Но подчеркну, что эти кредиты выдаются только на инвестиционные цели. Компания их может получить, например, на совершенствование своих технологий, покупку авто, строительство зданий, модернизацию производства. В общем, на все, что связано с инвестициями, с развитием. На покупку товаров, например, кредиты с такой ставкой не получить. Почему? Все просто: государственная политика, от которой мы зависим, такова, что сейчас ее вектор направлен на стимулирование бизнеса к инвестированию. Идет перестройка бизнеса с формулы «купи-продай» на более глобальные и долгоиграющие перспективы.
Также выдаем среднему (подчеркну – только среднему) бизнесу крупные кредиты на развитие – до 150 млн рублей на срок до 7 лет. Если не хватает обеспечения, то МСП Банк дает гарантию на 50% кредита. Гарантия платная, но если кредит получает гарантийную поддержку МСП, то ставка по кредиту снижается до 11,4% годовых.
– Насколько сложно получить льготный кредит предпринимателю?
– Чтобы начать сотрудничать с нами, не нужно какой-то специальной подготовки. Удобство работы с нашим банком заключается в том, что мы находимся в режиме онлайн-взаимодействия с МСП Банком и можем оперативно принимать решения, основываясь на необходимом минимуме данных.
Чтобы понять, подходит проект заемщика или нет, мы вместе отрабатываем его. На первоначальном этапе нам не нужен инвестпроект целиком, достаточно, если клиент придет к нам и объяснит кратко свои потребности, расскажет о сути проекта, его перспективах и планируемых результатах – о росте выручки, об оптимизации расходов или других конечных целях.
В общем, мы должны понять, насколько конкурентоспособны услуги или продукция предприятия и есть ли будущее у проекта. Как только это обозначается, передаем все данные МСП Банку. И когда получаем одобрение от партнера, начинаем активно работать над заявкой.
Второй инструмент льготного финансирования проектов малого и среднего бизнеса, работающий с 2009 года, – гарантийные фонды. По поручительствам Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области мы выдали на сегодняшний день только в этом году кредиты на сумму 652 000 000 рублей. Повторюсь, это только в этом году и только в Новосибирской области. С 2009 года в рамках сотрудничества с фондом на кредитование МСБ было направлено 1 800 000 000 рублей.
Отмечу, что под поручительство фонда кредиты выдаются на любые цели, но срок их составляет, как правило, до 2 лет.
– Каким вы видите малый и средний бизнес сейчас? Каковы его характерные черты?
– Малый и средний бизнес важен для нас, и мы четко осознаем, что каждая компания такого рода индивидуальна и требует индивидуального подхода к себе. У каждого предприятия какая-то своя особенность, своя история, специфика работы, и мерить одним лекалом клиентов нельзя. Мы так не работаем.
Конвейерная обработка запросов с отсеиванием неподходящих заявок по формальным критериям – это не про наш банк. Наша специфика в том, что, получая особый запрос, мы выезжаем на предприятие, чтобы своими глазами увидеть его состояние, понять, как идут дела у компании, как ведется бизнес. И после этого, просмотрев налоговую отчетность, выдаем кредит. На мой взгляд, это эффективно. Ведь не всегда отчетность совпадает с реальным положением дел. Малый бизнес, который активнее и более поворотливый, чем гиганты, развивается и постоянно инвестирует средства, значит, нуждается в оперативной поддержке со стороны банка.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный банк для малого и среднего бизнеса?
– Он должен быть домашним. Чтобы предприниматель пришел и открыто рассказал о своем бизнесе, получил поддержку и помощь, полезную и грамотную консультацию. Банк должен быть как врач, помогающий бизнесу окрепнуть и встать на ноги.
Идеальный банк должен быть ближе к малому и среднему бизнесу, чтобы понимать потребности клиентов, иметь возможность напрямую встретиться и пообщаться с предпринимателями, а потом уже объективно и оперативно принимать решения.