Обратная связь: На пути к диалогу

Обратная связь: На пути к диалогу

14 сентября 2015, Континент Сибирь

28 августа в «КС» вышел материал по итогам круглого стола, проведенного редакцией издания при участии мэрии Новосибирска, представителей банков, а также малого и среднего бизнеса. Заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова поделилась с «КС» своей точкой зрения по вопросам, затронутым в ходе круглого стола.

В ходе круглого стола предприниматели отмечали проблему плохой информированности о продуктах. Комитет развития предпринимательства мэрии предложил банкам устраивать совместные мероприятия, на которых они могли бы подробнее рассказывать предпринимателям о своих продуктах. Как вы относитесь к такой инициативе? Какие условия вам нужны, чтобы тоже участвовать в подобных мероприятиях?

─ Мы всегда положительно относимся к инициативам, которые связаны с информированием малого и среднего предпринимательства. Например, для своих клиентов мы постоянно организуем семинары и конференции, в том числе с участием авторитетных экспертов, посвященные актуальным для сектора МСБ вопросам, готовим для них важную информацию об изменениях на рынке и оперативно сообщаем о появлении новых продуктов.

С комитетом по развитию предпринимательства мэрии мы начали сотрудничать и уже один раз провели обучающее мероприятие для бизнесменов на тему «Как выбрать форму кредитования». На встрече присутствовало около десяти человек, всем была интересна тема встречи, но для себя мы отметили, что пришли на семинар в основном представители стартапов и даже люди, которые просто хотели послушать тему перед открытием своего бизнеса. Показательно, что после этого семинара к нам ни один предприниматель не пришел за кредитом, поскольку у них еще нет реального бизнеса.

Мы считаем, что такие мероприятия необходимы, но больше – для реальных предпринимателей, которые уже встали на ноги, пусть даже у них и микро-бизнес, но уже есть свои клиенты и спрос на продукт. Здесь важна и обратная связь от бизнесменов: следует уточнять у них, какие именно темы им интересны, каких знаний не хватает и какая информация может быть действительно полезной. Мы заинтересованы в этом и готовы в качестве спикеров, экспертов в таких мероприятиях участвовать, объяснять на практических примерах и делиться своим опытом, приводить юристов и аудиторов. Есть мнение, что многие предприниматели не верят бесплатным семинарам, поэтому надо повышать престиж таких мероприятий. В целом, это очень хорошая идея – сотрудничество банков с комитетом развития предпринимательства мэрии.

─ Чего банкам не хватает от предпринимателей? Каких компетенций они ожидают от бизнеса, чтобы сотрудничество стало более легким и эффективным?

─ Из практики работы могу сказать тем предпринимателям, которые берут кредиты на пополнение оборотных средств, что необходимо более внимательно подходить к финансовому контролю. Это относится именно к малым и средним предприятиям. У кого-то есть бухгалтер, но недостаточно опытный и он что-то пропускает, иногда бухгалтера вовсе нет и предприниматель уезжает в отпуск или командировку и думает, что день-два просрочки ─ это не страшно. Такие упущения портят репутацию даже хорошему бизнесу. Очень важно соблюдать сроки погашения кредитов. Конечно, бывают разные обстоятельства: срочная командировка, болезнь. Можно позвонить своему кредитному инспектору, объяснить это, и если причина будет объективной, то банк сделает пролонгацию кредита, чтобы кредитная история не была испорчена.

Зачастую малые предприниматели берут средства частных инвесторов, а ведь они очень дорогие по сравнению с кредитами банка. Предприниматели объясняют свой выбор тем, что с частными инвесторами нет сложностей: взял деньги и все. Но когда мы начинаем смотреть, сколько они платят, становится страшно. До 5% в месяц или, получается, до 60% годовых. При этом бизнес говорит, что у банков высокие ставки! Да, банки просят отчетность, но если бизнес эффективный, мы сами смотрим книгу доходов и расходов у предпринимателей. Мы просим просто показать, как вы учитываете свой бизнес. И поэтому для бизнеса очень важны планирование, управленческие навыки. Если вы хотите купить автобус или автомобиль для перевозок, вы должны понимать: какие у вас будут потоки, какие новые возможности вам даст этот автомобиль, какую дополнительную выручку, какие дополнительные затраты. Для среднего бизнеса это просто, они все понимают. А вот малому бизнесу надо продумывать эти вопросы. Обобщив, могу сказать, что от предпринимателя требуется компетентность, финансовый контроль, положительная история, поддержка диалога с банком и планирование, чтобы предприниматель понимал, в каком направлении двигается его бизнес.

─ Многие предприниматели отмечали такую проблему, как «шаблонный» подход банков к рассмотрению компаний, заинтересованных в кредитовании. Они хотели бы, чтобы банки шли в ногу со временем и вырабатывали более гибкие подходы к рассмотрению компаний, претендующих на финансирование. Что вы можете сказать по этой проблеме?

─ Этот «шаблонный» подход в основном работает в федеральных банках, т.к. у них все настройки идут через Москву, и решения принимает андеррайтер, который не общается с клиентом, а смотрит только на поступающую информацию. Региональный банк работает по-другому. У нас, разумеется, есть требования, но мы в первую очередь смотрим на бизнес заемщика, т.е. выезжаем на место и изучаем, как работает заемщик. Даже если есть нестандартные решения у клиента, но на сам бизнес они не влияют, мы кредитуем его, т.к. понимаем, что бизнес в целом эффективный. Единственно, что у нас однозначно не проходит – это испорченная кредитная история заемщика, даже если это группа компаний, и нам показывают компанию с «чистой» историей. Сейчас все понимают, что бюро кредитных историй работает, Центральный банк этот процесс жестко контролирует. Если предпринимателю нужен индивидуальный подход и гибкость в вопросах кредитования, то я рекомендую обращаться в региональные банки.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Частным лицам
Бизнесу