Банк "Левобережный": патриотизм – это работа в интересах региона
18 ноября 2013
Генеральный директор банка "Левобережный" Владимир Шапоренко в интервью корреспонденту РИА Новости Григорию Крониху рассказал, почему выдачу кредита в его банке можно приравнять к проведению экспертизы, за счет каких технологий можно втрое сэкономить время клиентов и что такое региональный патриотизм бизнеса.
– Владимир Викторович, "Левобережный" – местный банк, он сугубо новосибирский?
– Сегодня мы уже не только новосибирский, а сибирский банк, у нас появилось много отделений в соседних регионах – это Кемерово, Новокузнецк, Томск, Барнаул, Красноярск. Развитие идет, но львиная доля бизнеса – она, конечно, в Новосибирской области. Наши офисы расположены во всех районах, кроме Северного, все они успешно работают. Как мы были – новосибирскими по корням, так по-прежнему и остаемся.
Банк всегда был ориентирован на работу в регионе, он неразрывно с ним связан. "Левобережный" участвует в крупных областных проектах, таких, например, как создание Промышленно-логистического парка. Мы активно поддерживаем жилищное строительство, сотрудничаем с более чем ста застройщиками. При этом мы оформляем ипотеку только когда уверены, что застройщик достроит дом и клиент получит квартиру.
Наряду с работой с частными клиентами приоритетным направлением банка является сотрудничество с малым и средним бизнесом.
– В регионе работает государственный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, банк участвует в его программах, кому и какая от этого выгода?
– Да, "Левобережный" – активный участник всех программ, касающихся малого бизнеса, мы часто встречаемся с представителями администрации, обсуждаем развитие малого предпринимательства. Мы создаем продукты, направленные на поддержку и развитие малого бизнеса в Новосибирской области. Порядка 40% банковского портфеля в этом сегменте приходится на сельские районы.
В случае, когда заемщику не хватает залогового обеспечения для получения кредита, фонд предоставляет предпринимателям большую часть суммы залога, кроме того, аккредитованные банки выдают кредиты под меньший, чем обычно, процент. Бизнес получает кредиты, государство увеличивает налоговую базу, а мы – новых клиентов.
Мы сотрудничаем с тремя тысячами предприятий малого бизнеса, при этом средний объем кредита — всего около 1 миллиона рублей. Часто предприниматели не имеют специального финансового образования, и мы видим для себя задачу в повышении их компетенции в сфере бизнеса. Это индивидуальная кропотливая работа.
Иногда предприниматели говорят: "Вот банк с меня какие-то бумажки требует". Но зачастую они сами слабо представляют, как работает их бизнес, и благодаря "каким-то бумажкам" мы систематизируем информацию, показываем, где в бизнесе высокие риски, почему банк их так оценивает и предлагает определенные условия по кредиту.
Помогая малому бизнесу развиваться, мы в результате повышаем надежность наших клиентов, создаем основу для долговременного сотрудничества.
– Расскажите об основных ошибках предпринимателей…
– Это как в медицине – болезней много, и одного рецепта для всех нет. Можно, конечно, выделить типичные. Например, "головокружение от успехов", когда на слишком активном росте предприниматель не воспринимает ограничения, пытается взять избыточные кредиты, ему кажется, что чем больше в его распоряжении будет денег, тем больше и быстрее будет рост. Но он не должен строиться только на новых кредитах.
Еще одна типичная ошибка: когда бизнес выстраивается на одном поставщике или одном потребителе. Это значительно повышает риски, если вдруг в этой точке происходит срыв, то бизнес рушится. А проблема может появиться от чего угодно, даже на уровне личных отношений.
Классическая история: когда несколько человек начинают делить прибыльный бизнес, возникает конфликт интересов. Когда мы выдаем кредиты, мы обязательно берем поручительство от всех основных собственников бизнеса, независимо от того, может ли личное имущество обеспечить его возврат.
Здесь гораздо важнее то, что, отвечая личным имуществом, предприниматель будет намного ответственнее относиться к деньгам своей компании. В случае разделения компании между учредителями такая ответственность – это "упряжка", которая объединяет владельцев, пока у них есть обязательства перед банком. Пока они не исполнены, совладельцы будут работать сообща, в общих интересах.
– Можно сказать, что полученный у вас кредит является определенным знаком качества, поскольку банк не просто источник финансов, но и эксперт, помогающий развивать бизнес?
– Да, мы к этому стремимся, – не безоглядно давать кредиты, а помогать предпринимателям развивать их бизнес. Кроме такой индивидуальной экспертизы, мы вместе с фондом поддержки предпринимательства проводим семинары, в районах на них приходит много людей. Мы всегда открыты и готовы делиться знаниями.
– "Левобережный" активно внедряет lean-технологии – зачем они нужны и что это дает банку?
– Lean-технологии – это "бережливое производство". Исследования показывают, что одни и те же операции в России занимают в два-три раза больше времени, чем в Европе. Lean-технологии помогают исследовать бизнес-процесс и сделать его оптимальным, исключив лишние операции. Благодаря этому мы можем предложить клиентам более качественные услуги, сэкономить их время.
Так, мы отработали систему подготовки пакета документов по ипотеке. Поскольку каждый случай индивидуален, то и процент ошибок при подготовке документов велик. Мы перестроили эту работу и добились сокращения процента ошибок в три раза. В следующем году мы планируем провести оптимизацию еще 50 бизнес-процессов.
Если другие банки Новосибирска, являющиеся филиалами московских организаций, получают эти технологии в готовом виде из головного офиса, то мы отрабатываем их сами. Преимущество в том, что наши технологии ориентированы на сибирский менталитет. Я сам родом из Приморья, там, например, люди другого склада, более мобильные. Сибиряки, наоборот, — степенные, труднее принимают решения, это надо учитывать.
- Есть ли у банка особые предложения для клиентов, которые подчеркивают его региональный характер и клиентоориентированность?
— В "Левобережном" создана уникальная программа лояльности для корпоративных клиентов, которая делает наше сотрудничество с бизнесом более эффективным. Программа дает юридическим лицам преференции и бонусы на самые востребованные банковские продукты, потребительские товары и услуги в соответствии с объемами их бизнеса.
Круг партнеров банка, которые предоставляют бонусы, постоянно расширяется, сегодня это многие сибирские предприятия сферы торговли и услуг.
Для нас важен каждый клиент, и я считаю, что такой проект помогает обеспечить более внимательный, индивидуальный подход. Кроме того, наша программа лояльности основана на принципах доверия и партнерства, и работает она везде, где есть наши офисы.
– Банк "Левобережный" совместно с казначейством создал для Новосибирской области систему получения наличных денежных средств, в чем ее суть?
Через казначейство финансируются все государственные учреждения, а у них есть необходимость часть денег получать наличными, и если в Новосибирске это легко делается через расчетно-кассовый центр, то в районах области их нет. Мы взялись за решение этой проблемы. Технически это было достаточно сложно, мы создали специальные идентификационные карты, по которым через терминальную сеть можно получить наличные.
На эту работу ушло больше года, сейчас проект уже запущен. Назвать его эффективным с точки зрения прибыли – язык не поворачивается, скорее, получился проект социальный, но мы на это пошли, потому что мы местный банк, нам важно помогать области. У других банков, присутствующих в регионе, таких технологий нет, как и нет офисов по всем районам.
– Сейчас крупные финансовые организации часто спонсируют социальные проекты. Это дань моде, вид рекламы, или действительно бизнес становится социально ответственным?
– Мы много лет являемся спонсорами хоккейного клуба "Сибирь". Поэтому нельзя сказать, что это мода, это уже традиция. С другой стороны, размещенная по этому поводу реклама не стоит тех денег, что мы тратим. Мы считаем, что это элемент регионального патриотизма, мы несем эту нагрузку, чтобы показать, что мы заинтересованы в развитии нашего региона.
Мы гордимся тем, что наши хоккеисты неплохо играют в этом сезоне, мы чувствуем свою причастность к этому. Дело ведь не только в самой команде, глядя на кумиров, в спорт идут мальчишки. А хоккей был выбран потому, что это традиционный вид спорта, у нас есть в нем достижения, да и наш суровый климат ему соответствует.
Я вообще за региональный патриотизм – я считаю, что это не модное, а правильное направление. Закупая товары для банка, мы стараемся отдавать предпочтение произведенным в нашем регионе, конечно, при одинаковом качестве товара. Наши продукты – высокотехнологичные, разработку программного обеспечения мы много лет заказываем местной компании. Это тоже помощь региону, потому что компания здесь платит налоги.
Я и в частной жизни, при возможности, покупаю местные товары, продукты. Поступая так, мы оставляем деньги на развитие своей области, а не голосуем рублем за московских или иностранных производителей. И если так будут поступать все сибиряки, то это – большой вклад в экономику региона. Ведь патриотизм доказывается не словом, а делом!
ГРИГОРИЙ КРОНИХ