Рынок авто- кредитования притормозил

Рынок авто- кредитования притормозил

29 марта 2012, Эпиграф

Государственная программа льготного автокредитования завершена. По оценкам экспертов она неплохо стимулировала авторынок: пятая часть выданных автокредитов попадала в эту программу. Специалисты не исключают, что отмена льгот по кредитам в этом году приведет к некоторому снижению продаж и небольшой стагнации в секторе. Выходом стало бы продолжение государственных стимулирующих мир. Однако пока этот вопрос только обсуждается.

Программа льготного автокредитования, была введена в действие в марте 2009 года как антикризисная мера поддержки отечественных автопроизводителей. Для многих граждан это послужило хорошим стимулом приобрести новый автомобиль.

С 1 января 2012 года действие госпрограммы завершено. В рамках программы государство субсидировало банку, выдающему кредит на приобретение автомобиля российской сборки, часть процентной ставки по кредиту. Субсидия предоставлялась в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Первоначально получить льготный кредит можно было на машины ценой до 350 тыс. руб. в трех госбанках: ВТБ, Сбербанке и Россельхозбанке.

Позднее к программе были допущены частные банки и до 600 тыс. руб. повышен ценовой порог на автомобили. В федеральном бюджете этого года предусмотрены субсидии банкам по льготным автокредитам, выданным в 2009–2011 годах. На кредиты, выдаваемые в 2012 году, программа уже не распространяется.

«Это означает, что новые автокредиты становятся дороже для заемщика и рискованнее для банка, и надо ожидать, что это скажется на объемах продаж автомобилей, – считает начальник Отдела кредитования физических лиц Новосибирского Муниципального банка (НМБ) Регина Шибанова. – Как антикризисная мера, программа поддержки автокредитования полностью оправдала себя. Особенно если учесть, что она была принята, когда ставки по автокредитам зашкаливали за 20% годовых. А сейчас ставки опустились на гораздо более комфортный уровень. К примеру, в НМБ это 13,5–15,5% годовых».

Отмена мер поддержки уже привела к снижению спроса на автомобили в начале 2012 года. Мнения же о том, приведет ли это к дальнейшей стагнации в секторе, разделились.

Начальник отдела автокредитования Банка «Левобережный» Артем Нонка отметил, что к концу 2011 года авторынок достиг предела качественного роста. «Огромного роста продаж уже больше не будет. Государственная программа стимулирования продаж и утилизации автомобилей свернута, в связи с этим возможна стабилизация и небольшая стагнация рынка. В 2012 году количество продаваемых в кредит новых авто сравняется с количеством продаваемых в кредит б/у авто», – предполагает А. Нонка.

Начальник управления продаж и клиентских отношений банка «Акцепт» Валентина Новикова считает, что стагнация на рынке автокредитов если и будет, то период ее будет непродолжительным. «В настоящее время государство нацелено не только на сохранение темпов роста ВВП, но и на их увеличение, на сохранение стабильности в стране, на оказание государственной поддержки отечественным производителям», – аргументирует она свое мнение.

Регина Шибанова оптимистично думает, что несмотря на снижение спроса, говорить о стагнации рынка автокредитования сейчас или в обозримой перспективе причин нет.
С ней согласен главный экономист отдела кредитования Новосибирского филиала «ПромСервисБанк» Максим Грошевой: «Существенной стагнации в ближайшей перспективе не предвидится. Банки продолжат предлагать клиентам все новые и новые программы кредитования с более льготными условиями», – заключает он.

На что же в этих условиях могут рассчитывать заемщики?

Валентина Новикова предполагает, что многие банки смягчат свои требования к заемщикам по автокредитам. «Во-первых, увеличился спрос на автокредиты с быстрым рассмотрением заявок – экспресс кредиты, во-вторых, автокредит – это кредит на приобретение автомобиля, который оформляется банком в залог, т. е. обеспеченный кредит. Поэтому в силу имеющейся конкуренции на рынке автокредитования, в ближайшее время банки не будут сокращать сроки автокредитов, а вот сроки рассмотрения заявок сократят, будут наращиваться и объемы кредитования», – считает специалист.
«Отношение к заемщикам в дальнейшем будет такое лояльное, – соглашается с коллегой Максим Грошевой. – Конкуренция на рынке весьма динамичная, поэтому в выигрыше будут, безусловно, потенциальные заемщики, которые выбирают автомобиль и хорошего партнера в лице банка», – говорит эксперт.

«Банки упрощают процедуру получения автокредита, – уверена начальник Управления по работе с населением филиала «Новосибирский» «Мой Банк. Ипотека» Евгения Губина. – Услуги автокредитования сейчас предоставляют более 20 банков и половина из них предлагает клиентам весьма выгодные условия, особенно по кредитованию подержанного транспорта.

Среднерыночные ставки по автокредитам составляют 13–15% годовых в рублях и 9–10% в долларах на новые автомобили, и 15–17% годовых в рублях и 10–13% в иностранной валюте на подержанные автомобили. Кроме того, крупные или специализированные банки совместно с автодилерами предлагают специальные программы на покупку автомобилей под 3–4% годовых», – уточняет эксперт.

«На сегодняшний день рынок автокредитования в городе четко поделен на ниши – рассказывает Евгения Губина. – Автосалоны, страховые компании нашли для себя оптимальные программы автокредитования, определились с банками. Выявились банки-лидеры в этом сегменте. На рынке появились продукты, которые могут удовлетворить потребность любого клиента. Если вы занятой человек, то вам достаточно приехать в салон и выбрав понравившийся вам автомобиль, уехать на нем в тот же день. Это вполне реально, поскольку банки на сегодня сокращают срок рассмотрения кредитной заявки с нескольких дней до нескольких часов. При этом вам даже не обязательно иметь средства на первоначальный взнос, так как рынок предлагает автокредиты и без первоначального взноса», – резюмирует она.

Тем не менее в условиях жесткой конкуренции с аффилированными с автоконцернами банками, универсальные банки видят поле для свой деятельности.

«Рынок поделен достаточно четко, – говорит Артем Нонка. – Банки, аффилированные с автопроизводителями, имеют львиную долю выдач автокредитов в автосалонах. «Автобанки» и банки, имеющие с автопроизводителями собственные кредитные программы, практически полностью вытесняют универсальные банки из автосалонов. Однако в сегменте б/у машин ситуация иная. Здесь бизнес диктуют те, у кого есть реально лучше предложение для заемщика, – уверен спикер.

Практически все зарубежные автоконцерны имеют в России, и в Новосибирске, в том числе, собственные финансовые подразделения, дополняет коллегу Регина Шибанова. – Действительно, программы, которые они предлагают при продаже в кредит автомобилей собственного производства, составляют серьезную конкуренцию предложениям универсальных банков. Автопроизводители, которые работают на больших объемах, регулируют спрос и предложение и могут позволить себе предложить значительные скидки, чтобы избежать затоваривания. Правда, надо иметь в виду, что выгодные условия распространяются зачастую на не самые популярные модели автомобилей. А по отдельным позициям предложения универсальных банков могут оказаться даже выгоднее. Их преимуществом является наличие программ на подержанные автомобили, спрос на которые остается высоким, – напоминает Р. Шибанова.

«Универсальные банки отличаются от специализированных автобанков клиентским сегментом – уточняет Валентина Новикова. – Автобанки специализируются на работе с автодиллерами, привязаны к автосалонам, кредитуют только на приобретение новых автомобилей, причем ориентированы на клиентов с большим первоначальным взносом.
Универсальные банки кредитуют на приобретение как новых, так и подержанных автомобилей с различными уровнями первоначальных взносов и, как правило, на более длинные сроки, В настоящее время банки активно занимаются различными клиентскими сегментами, разрабатывают и активно продвигают на рынок спецпрограммы автокредитования, в частности для приобретения автомобилей у официальных дилеров и автосалонов а также активно предлагают программы лояльности для своих партнеров, «зарплатников» и т. д., что значительно увеличивает поток клиентов, – описывает отличительные преимущества банков-универсалов В. Новикова.

Прогнозы опрошенных специалистов относительно развития сектора автокредитования в этом году тоже заряжены определенным позитивом.

«Продолжится рост покупок в сегменте новых отечественных автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. По новым автомобилям иностранного производства в ценовой категории от 350 тыс руб. до 650 тыс. руб. рост продаж также ожидается существенным. Немалую роль в подъеме продаж окажет переход автовладельцев с правого на левый руль и активная политика банков по программам потребительского кредитования и автокредитования» – считает Максим Грошевой.

«Многие автодилеры прогнозирую рост объемов продаж автомобилей в среднем до 20%. вторит коллеге Валентина Новикова. – Учитывая, что в среднем 70–80% автомобилей приобретается в кредит, рынок автокредитования также может вырасти в 2012 году на 20%», – надеется эксперт.

Несмотря на вероятный общий рост рынка, темпы роста авторынка в 2012 году ожидает снижение. Так думает Артем Нонка. «Основных причин три: отмена программы утилизации; рост цен на новые автомобили; насыщение отложенного спроса в 2011 году. При этом есть рыночные ниши, в которых потенциал если не огромен, то очень велик. Банки, предложившие лучший продукт потребителю на б/у машины, смогут не только не уменьшить свой портфель автокредитов в 2012 году, но и существенно его нарастить», – поддерживает общий оптимистичный настрой А. Нонка.

Рост объемов продаж новых иномарок в 2012 году замедлится, ссылается на мнение аналитиков рынка Регина Шибанова. – Не исключен умеренный рост ставок по кредитам, но пока они остаются на прежнем уровне, – на всякий случай уточняет она.

В благожелательном взгляде экспертов на перспективы рынка в целом все же сквозит легкое разочарование от того, что государство отказалось от продолжения программы поддержки отечественных производителей.

Государственные меры поддержки были бы востребованы и сейчас, – говорит Регина Шибанова. – Такая возможность обсуждается. Но вероятнее всего ожидать появления совместных программ банков и автопроизводителей, которые предусматривают компенсацию части процентной ставки по кредиту за счет скидки на автомобиль. И такие предложения на рынке уже есть, – констатирует она.

Вероятность такого сценария развития событий не исключает и Валентина Новикова: «Вероятнее всего, в течение этого года будет запущена новая программа льготного кредитования с государственной поддержкой. Особенно учитывая тот факт, что с 1 июля 2012 года на территорию Таможенного союза, в который входит и Россия, будет запрещено ввозить автомобили с правым расположением руля и сигналами поворота красного цвета», – выражает надежду специалист.

Подводя итог сказанному, можно предположить, что в 2012 г. появится больше различных альтернатив автокредитования, но не стоит исключать и некоторого увеличения стоимости кредитов.

Ольга Еренкова

Перейти в раздел «Автокредиты»

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru