«Левобережный» хочет международный рейтинг
29 мая 2009
Как стало известно «КС», Банк «Левобережный» рассматривает возможность получения рейтинга международного рейтингового агентства, в том числе для того, чтобы более активно работать с компаниями малого и среднего бизнеса. Эксперты полагают, что рейтинг повысит статус банка в глазах клиентов, регулятора и инвесторов, но в то же время отмечают, что «Левобережному» придется изрядно потратиться, а в случае возникновения каких-то проблем агентство сразу известит об этом рынок, и справиться с неприятностями «по-тихому» не получится.
Банк «Левобережный» создан в 1991 году. По итогам I квартала собственный капитал банка составил 1307,2 млн рублей, балансовая прибыль — 237,39 млн рублей, чистая прибыль — 17,003 млн рублей. Остатки на расчетных счетах юридических лиц выросли до 2084,6 млн рублей, объем привлеченных средств физических лиц — до 4359,1 млн рублей.
По словам начальника финансового управления Банка «Левобережный» Анны Насоновой, в прошлом году банк уже получил рейтинг ВВ- российского агентства «РусРейтинг», прогноз «Стабильный», уровню которого соответствуют многие известные федеральные кредитные организации. Благодаря этому «Левобережный» получил дополнительный запас ликвидности в новых экономических условиях — возможность участия в аукционах, проводимых Банком России по предоставлению банкам беззалоговых кредитов.
«Учитывая, что «Левобережный» является крупной региональной кредитной организацией и имеет существенный запас прочности по ликвидности, руководство рассматривает целесообразность получения международного рейтинга, который укрепит имидж банка на международном рынке и позволит участвовать в программах, предоставляемых иностранными банками и инвесторами, в том числе по кредитованию малого и среднего бизнеса», — отмечает госпожа Насонова. По информации «КС», одной из причин по которой «Левобережный» не участвует в программе кредитования малого бизнеса через Российский банк развития является тот факт, что у банка нет международного рейтинга, обязательного для участников этой программы.
Аналитик ГК «АЛОР» Наталья Лесина считает, что получение рейтинга повысит привлекательность «Левобережного» в глазах участников российского рынка, поскольку оно положительно сказывается на степени открытости бизнеса. Кроме того, получение рейтинга войдет в историю банка, что может оказать существенную поддержку его развитию. По мнению эксперта ФГ БКС Дениса Мухина, улучшение прозрачности — один из логичных шагов, который может предпринять российский банк для улучшения ситуации с фондированием. В частности, получение рейтинга от международного агентства — отличный способ повысить уровень прозрачности в глазах потенциальных инвесторов и, что самое главное в текущих условиях, в глазах регулятора. При этом следует отметить, что авторитет международных агентств и доверие к их рейтингам со стороны инвесторов значительно выше, чем к рейтингам их российских конкурентов. А аналитик ИК «ФИНАМ» Юлия Голышева также отмечает, что, несмотря на некоторое ухудшение имиджа ведущих рейтинговых агентств, независимых альтернатив им на рынке нет. Именно на рейтинги ориентируются кредиторы и партнеры в различных проектах, а также крупные клиенты. Как результат, упрощается процесс привлечения средств как напрямую, так и через рынок облигаций. Наконец, растет статус банка, который, попадая в покрытие международного агентства, становится более известен.
В то же время собеседники «КС» назвали и ряд минусов, которые «Левобережный» может получить вместе с международным рейтингом. «К минусам я бы отнесла дополнительные затраты, а также риски, возникающие при ухудшении положения банка — на это сразу обратит внимание рейтинговое агентство. Если бы рейтинга не было, возможно, сложности оказались бы незамеченными», — говорит Голышева. А Лесина добавляет, что получение международного рейтинга в ближайшем будущем вряд ли поможет сибирскому банку выйти на мировой рынок, поскольку вера в присвоенные эмитентам рейтинги ослабла.
По оценкам экспертов «АЛОР», затраты на получение банком рейтинга оцениваются в $10–15 тыс. В «ФИНАМе» считают, что составление рейтинга стоит $ 40–60 тыс., а его поддержание обходится в $35–50 тыс. в год.
Юлия Данилова