Борьба с кризисом: результаты есть

Борьба с кризисом: результаты есть

29 июля 2009, Советская Сибирь

Главной темой заседания Совета администрации Новосибирской области, состоявшегося 27 июля, стал анализ социально-экономической ситуации в первом полугодии и эффективности действий руководства региона в условиях кризиса. Напомним, что руководство области весьма оперативно отреагировало на разразившийся экономический кризис. Постановления губернатора «О действиях исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению социально-экономического развития региона в условиях негативного воздействия кризисных явлений в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» вышло в свет в ноябре 2008 года.

Начиная с четвертого квартала того же года развернули работу штабы, контролирующие ситуацию в различных сферах экономики, в ежедневном режиме работал Совет при главе области. И теперь настало время оценить эффективность предпринятых мер и наметить план действий на ближайшую перспективу. С подробным докладом о ходе реализации антикризисных мер в первом полугодии 2009 года и нынешней социально-экономической ситуации в области выступил первый заместитель губернатора Василий Юрченко.

Как отметил первый вице-губернатор, с ноября 2008 по июнь 2009 года было проведено 30 заседаний антикризисного координационного совета при губернаторе, на которых рассмотрено 85 вопросов и принято 160 решений. По основным решениям совета подготовлены обращения в федеральные органы власти, сформулированы предложения собственникам и менеджерам компаний по оперативному разрешению проблемных ситуаций. На основании обсуждений сформированы предложения по внесению изменений в законодательные акты, определяющие меры государственной поддержки в экономике и социальной сфере Новосибирской области. Кроме того, принято более 40 правовых актов, направленных на противодействие кризису в реальном секторе экономики, по развитию малого и среднего предпринимательства, утверждению новых программ поддержки уровня занятости населения, поддержки сельхозтоваропроизводителей, переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, капитального ремонта жилья. Подготовлен и вынесен на рассмотрение депутатов облсовета целый ряд важных проектов законов об изменении и уточнении действующего законодательства о бюджете области, порядке предоставления государственных гарантий, мерах государственной поддержки товаропроизводителей, развитии малого и среднего предпринимательства. Реакция облсовета в свою очередь была адекватной: все проекты законов оперативно приняты. Главным результатом проделанной работы стали относительно хорошие показатели социально-экономического развития.

Промышленность Оценивая влияние финансового кризиса на промышленное производство, Василий Юрченко отметил, что в силу высокого уровня диверсификации и невысокой доли сырьевого сектора потери гораздо ниже, чем в целом по стране. Объем отгруженной продукции составил 111,7 млрд рублей (100,1 % к уровню 2008 года); индекс промышленного производства — 94,4%, что на 9,2% выше среднероссийского показателя. Кроме того, в июне 2009 года индекс промышленного производства увеличился на 1% по отношению к маю, в том числе обрабатывающие производства приросли на 5,4%.

Однако в целом, по мнению первого заместителя губернатора, ситуация в промышленности остается напряженной. По-прежнему одна из главных проблем — доступность кредитных ресурсов. В 2009 году было значительно увеличено финансирование мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства области: в рамках реализации областной целевой программы на эти цели было направлено более 61 млн рублей. Из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы в 2009 году планируется привлечь еще порядка 410 млн рублей. В целях реализации программы «Развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства» создан региональный «Фонд развития малого и среднего предпринимательства», выполняющий функции поручителя. На развитие фонда в первом квартале перечислена субсидия в размере 50 млн рублей (в виде имущественного взноса), в мае поступили средства из федерального бюджета в размере 200 млн рублей. Всего в 2009 году фондом планируется выдать более 40 поручительств.

По состоянию на 21 июля выдано 22 поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договоры с банком «Левобережный» и Новосибирским Муниципальным банком. Сумма поручительств составила около 64,4 млн рублей на общий объем привлеченных кредитов в размере 116,2 млн рублей, еще 3 заявки находится на рассмотрении.

Агропромышленный комплекс Наиболее благополучно в условиях кризиса выглядит АПК. Объем выпуска сельхозпродукции составил 20,7 млрд рублей, индекс валового объема — 104,9 %. Увеличилось производство мяса — в 1,3 раза; цельномолочной продукции — в 1,1 раза, хлеба и хлебобулочных изделий, крупяных изделий; комбикормов, минеральной воды и безалкогольных напитков. Прирост инвестиций в основной капитал составил 20,3% к уровню прошлого года. Основным инструментом государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей является обеспечение условий для привлечения в отрасль кредитов на льготных условиях: за первое полугодие их объем составил 4,3 млрд рублей. Хозяйствами приобретено 638 единиц техники на 941 млн рублей. На данный момент в АПК реализуется сразу 9 особо значимых инвестиционных проектов. Всего на господдержку сельскохозпроизводства направлено 590,1 млн рублей из областного бюджета (47% годового лимита финансирования) и 425,5 млн рублей из федерального бюджета (31,9% годового лимита финансирования). Зарплата селян составила в среднем 7 тыс. рублей, что на 21% больше, чем в 2008 году.

Строительный комплекс Введено 356 тыс. кв. м жилья, в том числе 166 тыс. кв. м индивидуального жилья. Объем производства строительных материалов вырос с 58% до 70% по отношению к прошлому году. Однако экономическое положение предприятий стройиндустрии остается напряженным. Властями принимается ряд мер, направленных на оживление строительного рынка. Выделено 20 млн рублей дополнительно к федеральным субвенциям на обеспечение жильем ветеранов войн и инвалидов. Также для указанных категорий граждан в строительной программе предусмотрены средства на софинансирование строительства инженерных сетей к строящимся жилым домам в сумме 49,6 млн рублей. На предоставление социальных выплат молодым семьям по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в областном бюджете предусмотрено 76,8 млн рублей, из федерального бюджета запланировано поступление средств в объеме 29,4 млн рублей. В соответствии с постановлением «О мерах по стимулированию жилищного строительства в Новосибирской области в 2009 году» право на получение безрегрессных госгарантий на 1,2 млрд рублей получили 19 застройщиков — на достройку 21 жилого дома общей площадью 225 тыс. кв метров. Подготовлены изменения в постановление «О мерах по стимулированию жилищного строительства в Новосибирской области в 2009 году» в части увеличения срока предоставления государственной гарантии до 12 месяцев. Реализуется губернаторская программа субсидирования граждан на компенсацию части расходов при покупке жилья в многоквартирных домах: на 22 июля департаментом строительства и ЖКХ приняты документы от 160 граждан на получение компенсации по оформленным кредитам, в реестрах утверждено 133 человека. Сумма перечисленных субсидий за апрель — июнь 2009 года составила 13,1 млн рублей. ОАО «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» выдано 260 ипотечных займов на сумму 402,3 млн рублей.

Рынок труда и долги по зарплате В январе — июне 2009 года в центры занятости населения обратились 70,9 тыс. человек (рост по сравнению с прошлым годом на 34,5%), безработными были признаны 44,1 тыс. человек (рост по сравнению с прошлым годом на 81,6%). Удалось трудоустроить 44,2 тыс. граждан, к профессиональному обучению по направлению службы занятости приступили 5 тыс. новосибирцев. Активные действия властей не позволили допустить значительного роста безработицы: максимальная численность безработных была зарегистрирована в апреле — 37,5 тыс. человек, что составило 2,6% от экономически активного населения, но уже с конца месяца отмечается положительная динамика — количество зарегистрированных безработных снижается и по состоянию на 22 июля составляет 31,2 тыс. человек, или 2,17% от экономически активного населения. Существенную роль в сохранении относительно стабильной ситуации на региональном рынке труда играет программа дополнительных мер, предполагающая опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой сокращения (направлено 1466 человек), организацию оплачиваемых общественных работ (трудоустроены 7176 человек) и оказание финансовой помощи незанятым гражданам (86 человек). Общий объем финансирования — 165 млн рублей.

Борьба с долгами работодателей перед работникам — еще одно важнейшее направление деятельности властей. На 1 июля суммарная задолженность составила 247,8 млн рублей. Большая доля — 112,7 млн рублей (45,5%) — приходится на обрабатывающие производства; 34,6 млн рублей (14%) — на организации транспорта; 32,7 млн рублей (13,2%) — на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки; 30,5 млн рублей (12,3%) — на организации строительства. Основной причиной задолженности остается нехватка собственных средств у организаций — 228,9 млн рублей, или 92,4 % от общей суммы задолженности. Но уже к 11 июля уровень задолженности удалось снизить до 198,4 млн рублей.

Выслушав отчет Василия Юрченко, Виктор Толоконский распорядился в предстоящие полгода обратить особое внимание на следующие направления работы. Во-первых, предпринять дополнительные меры по созданию условий для повышения загрузки промышленных предприятий региона и продвижения их продукции на рынке. Во-вторых, стимулировать оживление на строительном рынке. Активизировать реализацию программы по рефинансированию ипотечных кредитов. Проводить работу с руководством коммерческих банков, чтобы те увеличивали темпы и объемы жилищного кредитования. «Убежден, что банки скорректируют свои действия», — сказал губернатор. Также Виктор Толоконский указал на необходимость как можно скорее найти механизм предоставления дополнительных госгарантий застройщикам по приобретению готовой продукции — квартир определенного качества и стоимости. По словам губернатора, уже в текущем году было бы правильно приобрести тысячу квартир, изыскав на это порядка 1 млрд рублей. Говоря о проблемах в вопросах кредитования строительных компаний, глава региона сообщил, что в ближайшее время будет подписано постановление о субсидировании процентной ставки по кредитам застройщиков и подготовлен договор с банками, также направленный на активизацию процесса кредитования. В-третьих, по мнению Виктора Толоконского, в целях борьбы с безработицей в сельской местности надлежит приступить к формированию отрядов, которые работали бы вахтовым методом как в других районах региона, так и за его пределами. И, в-четвертых, в преддверии осеннего сезона чиновникам следует позаботиться о расширении розничной торговли за счет наращивания числа ярмарок и базаров. Отдельно Виктор Толоконский затронул вопрос борьбы с задолженностью по зарплате. Подчеркнув, что подобное поведение работодателей недопустимо, он отдал распоряжение ужесточить требования к руководителям предприятий, имеющих такие долги — вплоть до привлечения их к административной и уголовной ответственности.

«Антикризисная программа не может быть статичной: ее необходимо обновлять как можно чаще и энергичнее», — сказал в заключение губернатор.

Полина ДОБРОЛЮБОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Согласие на обработку персональных данных

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», я даю Новосибирскому социальному коммерческому банку «Левобережный» (публичное акционерное общество), 630054, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 25/1 (далее Банк) согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую свободно, своей волей, в своем интересе и на безвозмездной основе.

Также даю свое согласие Оператору связи на обработку (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение), в том числе автоматизированную, неавтоматизированную и смешанную, моих персональных данных – cведений об абоненте, имеющихся в распоряжении Оператора связи, и/или сведений о клиенте, предоставленных Оператору связи с моего согласия Банком, для передачи результата обработки указанной информации Банку.

Перечень персональных данных, подлежащих обработке, отражён в регистрационной форме, и в том числе содержит следующие персональные данные:

Согласие дается мною для целей заключения с Банком любых договоров и их дальнейшего исполнения, принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц, в том числе при уступке банком прав требований по заключенному договору, предоставления мне информации об оказываемых Банком услугах, а также в целях осуществления возложенных на Банк функций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Указанные мною персональные данные предоставляются также в целях разработки Банком новых продуктов и услуг и информирования меня об этих продуктах и услугах. Банк может проверить достоверность предоставленных мною персональных данных.

Согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, включая без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Обработка персональных данных осуществляется Банком следующими способами:

При обработке персональных данных Банк не ограничен в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьему лицу, а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях, передачи Банком принадлежащих ему функций и полномочий иному лицу, Банк вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, их агентам и иным уполномоченным ими лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию.

Настоящее согласие дается до истечения сроков хранения персональных данных или документов, содержащих персональные данные, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Банка, либо 30 (тридцать) дней с даты принятия Банком решения об отказе в заключении договора. Согласие может быть отозвано путем направления в Банк письменного уведомления об отзыве согласия заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем личного вручения уполномоченному представителю Банка. Банк имеет право продолжить обработку моих персональных данных на основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Банк имеет право вносить изменения в настоящее согласие. Новая редакция согласия вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией согласия.

Частным лицам
Бизнесу