С надеждой на кредитную оттепель

С надеждой на кредитную оттепель

21 августа 2009, Континент Сибирь

Финансовая нестабильность могла научить банки многому. К примеру, тому, что давать потребительские кредиты абсолютно всем — неправильно. Но, немного переведя дыхание, банкиры вновь ринулись в бой — игроки, которые приостанавливали нецелевое кредитование в конце прошлого года и начале этого, снова выходят на рынок и планируют наращивать свои кредитные портфели за счет наиболее рисковых потребкредитов. Смогут ли банкиры учесть при этом ошибки былых лет, чтобы не наступить на те же грабли?

Время передела

В большинстве банков ставки по потребительскому кредитованию выросли еще осенью прошлого года — где-то на 5–10%, где-то в разы. «В «Русском Стандарте» в конце прошлого года продукты были скорректированы в соответствии с рыночными условиями, были запущены новые продукты «2% в месяц», «3% в месяц», — рассказывает управляющий филиалом Банка «Русский Стандарт» в Новосибирске Виктор Савиных (в годовом исчислении 24% и 36% соответственно). Тогда же банки ужесточили и требования к заемщикам.

В начале текущего года большинство игроков только присматривались к розничному рынку, и если и выдавали кредиты, то в очень скромных объемах. К примеру, «Ренессанс Кредит» вообще приостановил выдачу новых займов нецелевого характера. «Это было сделано для защиты существующих клиентов и бизнеса банка. На протяжении этого времени (до лета 2009-го) банк концентрировал свои усилия на сохранении капитала, поддержании качества активов и ликвидности. Благодаря четко продуманной стратегии и эффективному управлению мы смогли накопить необходимый запас ликвидности», — говорят в пресс-службе «Ренессанс Кредита». В УРСА Банке в первом полугодии тоже не спешили раздавать потребительские кредиты «направо и налево». Как признался представитель теперь уже объединенного МДМ Банка, финансовый план кредитной организации в первом полугодии этого года (тогда УРСА Банка) не предполагал высокой кредитной активности. «Это делалось осознанно. Необходимо было посмотреть, какие отрасли и клиентские сегменты подверглись кризису и наиболее пострадали от него. Поэтому в первом полугодии у нас шла амортизация портфеля», — говорит источник в банке.

Однако не все игроки придерживались столь сдержанной политики. Ряд банков решил время не терять и продолжил кредитовать потребителей, чтобы перетянуть на себя хотя бы часть доли временно ушедших участников рынка. Благодаря этому в сегменте выдачи кредитов в розничных сетях в лидеры вновь вырвался «Хоум Кредит». Заметными стали ОТП-Банк и «Русфинанс» (данные аналитиков на середину 2009 года). В результате им удалось оттеснить прежнего лидера и первопроходца потребительского кредитования — доля банка «Русский Стандарт» снизилась в этом году в целом по России (если смотреть на бухгалтерскую отчетность по форме №101). По данным на июль 2009 года, этот с банк находится на 4-м месте в целом по России по доле рынка кредитования в розничных сетях. Однако в самом банке предоставить данные о том, как сократились объемы выдачи кредитов (если это действительно так), не смогли.

При этом стоит понимать, что перераспределение в тройке лидеров произошло на просевшем рынке — по экспертным данным, рынок кредитования в торговых сетях в Новосибирске сжался на 75–80% по сравнению с докризисным временем. Сами торговые сети тоже признают, что если раньше в кредит продавалось до 28% товара, сейчас это 15–17% (в «Эльдорадо»), похожие данные приводят и в сети «МИР» (докризисные 30–40% против сегодняшних 15%).

Ряд экспертов считает, что ситуация по выдаче нецелевых кредитов в собственных отделениях банков более стабильна. Некоторые кредитные организации признают только такой способ, называя его наиболее безопасным. Как и раньше, здесь большую часть рынка занимают Сбербанк и ВТБ 24.

Кстати, розничные кредиты достаточно активно продолжали выдавать и региональные банки, представители некоторых из них уверяют «КС», что их объемы по выдаче не упали по сравнению с докризисными. «Несмотря на уменьшение максимальной суммы и увеличение ставки, мы сохранили объем выдачи кредитов. Возможно, это связано с тем, что изначально банк активно развивался в небольших региональных населенных пунктах, в которых изначально и до кризиса в основном уровень доходов населения был невысок, и соответственно, суммы кредитов были небольшие — в среднем 15–20 тысяч рублей», — рассказывает начальник отдела маркетинга и рекламы Филиала «Центральный» ООО «ИКБ «Совкомбанк» (бывший «Региональный кредит») Андрей Давыдов.

Они возвращаются

К середине текущего года стало ясно, что время, для того чтобы приглядываться к новым экономическим условиям, подошло к завершению. Ряд банков оценил риски и решил вернуться на рынок потребкредитования. «Начиная с весны качество наших активов стало постепенно улучшаться, и мы приступили к подготовке программы рестарта», — объясняют в пресс-службе банка «Ренессанс Кредит». Это позволило банку возобновить выдачу потребительских кредитов в торговых сетях с середины июля. Пока кредитование ведется только в сети «Связной», но идут переговоры с другими федеральными игроками, магазины которых представлены и в Сибири. В объединенном МДМ Банке тоже решили активно выдавать потребительские кредиты. «Сейчас стал понятен тренд и просчитаны риски, которые реализовались в кредитном портфеле. Во втором полугодии банк планирует вести более активно кредитные операции. У банка избыточный объем ликвидности, и объем вновь выданных кредитов может исчисляться десятками миллиардов рублей. Сколько банк выдаст, зависит от тех рисков, которые будут нести в себе кредитные заявки», — заявил сотрудник МДМ Банка. Кроме того, по информации «КС», ряд других игроков тоже намерен провести перезагрузку потребительских кредитов, но официально это еще не анонсировали.

Банки не только постепенно возвращаются на рынок нецелевых кредитов. Некоторые даже пытаются снижать ставки (которые, напомним, выросли осенью 2008-го). К примеру, ЮниКредит Банк с 20 апреля уменьшил проценты по потребительским кредитам — до 29,9% по рублевым для всех клиентов, для «зарплатников» — до 27,9% годовых. (Ранее, 30 октября 2008 года, банк повысил ставки по таким кредитам до 33–36%.)

В целом же разброс ставок по рынку сегодня просто колоссальный. Кредит можно ухитриться взять и под 20%, а в некоторых банках по определенным продуктам ставки доходят и до 60–69%. Предлагая такие условия, банки обычно даже не просят справок с места работы. Им проще взять на себя высокие риски по таким продуктам, чем предоставить клиентам более лояльные условия. Все это мы уже проходили.

Упор на безопасность

Тем не менее, возобновляя более или менее активную деятельность на рынке потребкредитования, банкиры все еще уверяют, что помнят и учитывают ошибки прошлых лет: следят за уровнем просрочки, который значительно возрос, при выдаче кредитов ориентируются на качество кредитного портфеля. Однако в нестабильное время предвидеть, какой заемщик будет через какой-то период испытывать трудности, практически невозможно, говорят эксперты. Может быть, поэтому банки все чаще пересматривают параметры кредитования, к примеру, склоняются к тому, чтобы выдавать небольшие по сумме и срокам кредиты. Тенденция смещения интереса с «длинных» залоговых кредитов в пользу «коротких» потребительских, даже при условии более высоких процентных ставок, прослеживается и со стороны клиентов, отмечает управляющий Новосибирским филиалом ЮниКредит Банка Сергей Васяткин.

Хотя на рынке есть и противоположная тенденция — некоторые игроки, напротив, решили увеличить сроки для потребительских кредитов. Если в банке «Левобережный» раньше можно было взять нецелевой кредит только на два года, то теперь максимальный срок доходит до трех лет. «Увеличение максимального срока потребительского кредитования до трех лет повысит доступность кредитов, так как больший срок позволяет уменьшить размер ежемесячного платежа для клиента. Этот срок позволяет заемщику погашать даже крупный кредит маленькими суммами, совершенно необременительными для его бюджета», — поясняет логику новых предложений заместитель генерального директора — начальник Управления розничного бизнеса Банка «Левобережный» Артем Зенков.

Еще одним способом «обезопасить» себя для банков является концентрация внимания на уже проверенных клиентах. «В настоящее время мы выдаем потребительские кредиты постоянным клиентам банка (работающим гражданам) — тем, кто имеет срочный вклад, или тем, кто уже брал у нас кредит и вовремя его погасил. Также кредиты выдаются сотрудникам предприятий, которые получают заработную плату по картам нашего банка. Но мы рассматриваем заявки и от других категорий граждан, в частности, от работников бюджетной организации или стабильно работающих предприятий», — рассказывает о том, кто может получить кредит в «Левобережном» Артем Зенков. «Более охотно мы выдаем кредиты проверенным клиентам. Доля постоянных клиентов у нас около 25%. Но мы готовы и к новым клиентам при условии, что они пройдут стандартную процедуры проверки», — рассказывает господин Давыдов. А Сергей Васяткин отмечает, что вновь обратившиеся клиенты просто проходят более тщательную проверку. «Никаких формальных ограничений (вроде выдачи кредитов только старым клиентам) мы не вводим, просто проводится тщательная проверка подлинности данных, предоставленных заемщиком о своих доходах, имуществе, семейном положении и кредитной истории. Сокрытие какой-либо существенной информации (особенно о плохой кредитной истории) является сигналом для отказа в выдаче кредита», — поясняет начальник Управления по работе с частными клиентами филиала BSGV в Новосибирске Сергей Васильев.

Госбанки еще более осторожны, чем частные кредитные организации. Получить нецелевой кредит в госбанке стало сложнее, чем раньше, — либо требуются поручители, либо, опять же, хорошая кредитная история в банке. Некоторые заемщики рассказали корреспонденту «КС», что представители банка приходили к ним на рабочее место, чтобы посмотреть ведомости по зарплате. (Раньше такой проверки удостаивались только предприниматели, подавшие заявку на кредит.)

Впрочем, осторожничают не только банкиры, но и сами заемщики. «Клиенты сейчас очень осмотрительны и стараются тратить и покупать в кредит гораздо меньше. Из-за нестабильности на финансовом рынке потребитель чувствует себя небезопасно и откладывает покупку каких-то товаров», — констатирует директор Сибирской дирекции Банка «Хоум Кредит» Олег Пинус.

Прямая речь

Банки по-прежнему ищут клиентов в торговых сетях?

Антон Пантелеев, менеджер по связям с общественностью компании «Эльдорадо»:

— По сравнению с прошлым годом объем продаж в кредит снизился с 28% до 15–17% от общих продаж компании. Дном падения можно назвать январь — тогда доля «кредитных» продаж опустилась ниже 10%. Кредитные продажи стали оживать ближе к весенним сезонам распродаж. В этот период банки стали активнее предлагать новые кредитные продукты. Например, у нас в сети совместно с банком «Хоум Кредит» была запущена акция по получению кредита со страховкой от потери работы. Также мы запустили услугу получения кредитной истории. Покупатели могут ознакомиться с ней прямо в магазине, что позволяет оценить свои шансы на получение кредита в условиях кризиса. Это позволило поднять кредитные продажи до нынешнего уровня 15–17% от общих продаж. В сегменте потребкредитования мы работаем с банками «Хоум Кредит», «Сетелем» («БНП Париба»), Альфа-Банком, «Русским Стандартом», ОТП-Банком. До осени прошлого года такие услуги у нас в магазинах предоставлял и банк «Ренессанс Кредит», но потом в связи со сложностями он свернул выдачу потребкредитов. Пока возобновление работы с этим игроком не произошло.

Елизавета Тотунова, PR-директор торговой сети «МИР»:

— Мы заметили, что с апреля наметилась положительная тенденция в потребкредитовании, но доля кредитных продаж пока не достигла докризисного уровня. В настоящий момент в наших магазинах работают «Хоум Кредит», Альфа-Банк, «Русский Стандарт» и «Сетелем». Число представителей банков не сократилось.

Структура портфеля изменилась незначительно, отчасти из-за уменьшения продаж в кредит высокорискованных товаров — мобильных телефонов, ноутбуков и т. п. Положительная динамика обусловлена несколькими факторами, в т. ч. увеличением количества положительных решений по кредитным заявкам, общей стабилизацией на рынке, возобновилась выдача средне- и низкодоходных кредитных продуктов, которые более привлекательнее для заемщиков.

Виктория Антонова

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru