Финансовым ликбезом занялся СЗВ России

Финансовым ликбезом занялся СЗВ России

23 октября 2009, Континент Сибирь

На этой неделе по инициативе Союза Заемщиков и Вкладчиков России в Новосибирске прошел круглый стол, посвященный проблеме финансового образования общества. Участники мероприятия — политики, чиновники, банкиры и предприниматели — убеждены, что без ликбеза в кредитно-финансовой сфере невозможно ожидать роста благосостояния граждан. В противном случае на рынке и дальше будут процветать сомнительные кредитные кооперативы со сказочной ставкой в 120% годовых, а число обманутых вкладчиков и дольщиков в условиях экономической нестабильности будет расти.

Однако прежде чем круглый стол начал свою работу, собравшиеся эксперты и журналисты стали свидетелями подписания соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Новосибирским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» и Новосибирским региональным отделением партии «Единая Россия». Секретарь политического совета Новосибирского регионального отделения «Единой России» Алексей Беспаликов так прокомментировал цель соглашения: «Все мы, каждый гражданин Новосибирской области, выступаем и в роли заемщика, и в роли вкладчика. Это и пенсионные вклады, и пластиковые карты, по которым заработную плату получают все работники бюджетных сфер. И все мы находимся под угрозой повышения стоимости кредитных заемных ресурсов или возникновения трудностей в кредитной системе. Наше взаимодействие призвано защитить население от возможных форс-мажоров в экономике. Есть желание заниматься этим вопросом вместе».

Как рассказал председатель генерального совета Союза Заемщиков и Вкладчиков России Владислав Кудинов, повышение финансовой грамотности россиян — давно назревшая проблема. Ее актуальность стала кричащей с началом экономического кризиса. «В течение нескольких лет мы наблюдали взлет спроса на кредиты, который был спровоцирован упрощением условий их выдачи. Причем порой это упрощение шло на грани законности, когда банковские служащие нижнего звена для привлечения массового заемщика сквозь пальцы смотрели на те документы, которые им приносили граждане, а иногда и сами советовали им вписывать данные сомнительного характера. Немалую роль сыграла и агрессивная реклама, прямо говорившая: если вы покупаете товары и услуги за свои деньги — образно говоря, вы ничего в жизни не понимаете. А граждане, воспринимающие то, что написано на рекламном плакате, как истину в последней инстанции, а себя самих видящие опытными финансистами, не считая при этом личный бюджет, брали кредитов столько, на сколько хватало терпения и сил подписать кредитные договоры. Проверяя условия кредитования, пересчитывая ставки, мы предупреждали о тех тяжелых последствиях, которые могли возникнуть в случае непредвиденных ситуаций. Но экономика шла вверх, поэтому мало кого беспокоили ставки в 120% годовых».

Кризис ввел многих заемщиков в состояние шока. Финансовая неопытность и отсутствие знаний о работе с банками толкали людей на неправильные шаги. «Никто не думал о простых переговорах с банком. Никто не думал о досудебном урегулировании свой проблемы, о реструктуризации кредитов. И все только потому, что люди не понимали, что так можно и нужно делать. В то же время пышным цветом расцвели так называемые черные брокеры, которые предлагали перекредитацию под более низкий процент. Естественно, никакой помощи ими оказано не было — более того, люди попадали в более тяжелую ситуацию. К тому же за последний год получили серьезное развитие мошеннические организации, именующие себя кредитными потребительскими кооперативами. Под видом различных инвестиционных программ, прикрываясь звучными названиями, эти кооперативы собирали деньги у населения, а потом банкротились или просто исчезали», — отмечает господин Кудинов.

«Экономическая ситуация, которая сложилась в мире и у нас, показала, что основные потери, понесенные населением, основывались на легкомысленном отношении к финансам, неправильном прогнозе своих будущих расходов и рисков. Мы считаем, что извлеченные нами выводы должны стать тем рычагом, который изменит отношение к финансовой грамотности граждан», — вторит коллеге председатель Новосибирского регионального отделения Союза заемщиков и вкладчиков России Николай Сурков.

Названный союз предлагает вполне конкретные меры для того, чтобы остановить рост числа обманутых вкладчиков и загнанных в угол заемщиков. По мнению союза, необходимо сформировать у населения понимание основ кредитования и налогообложения, практики ведения семейного бюджета, расчета и оценки ставок по кредитным договорам, оценки реальной переплаты по кредитам, понимание того, что такое кредитная история, как вести себя, если вдруг позвонили коллекторы… Сейчас идет работа над изданием учебника по финансовой грамотности, который будет включать в себя такие направления, как страхование, депозиты и кредиты. «Мы защищаем не только интересы граждан — мы защищаем в целом интересы финансовой системы. При этом мы не являемся какой-то антиструктурой, не выступаем против коллекторов или против банков — мы за цивилизованные отношения. Мы ратуем за баланс интересов между населением, банками и государством. Мы считаем, что не должно быть диктатуры предложений от банков, как и не должно быть диктатуры спроса от населения. Должна быть диктатура закона», — убежден Владислав Кудинов.

По мнению Алексея Беспаликова, успех общего дела будет зависеть от того, насколько просто и доступно удастся донести информацию до граждан: «Если на Западе или в странах арабского мира кредитные отношения существовали веками, то для нас это все-таки новые отношения. Вспомните: в советские годы, кроме сберкасс, никаких банков не было. Поэтому наши просветительские и законодательные цели должны быть понятны населению».

По словам начальника информационно-аналитического отдела Федеральной службы по финансовым рынкам по Новосибирской области Натальи Кущенко, финансовую грамотность нужно рассматривать с двух сторон: «С одной стороны, финансовая грамотность — это способность граждан эффективно управлять своими личными финансами, планировать свои финансовые действия, умение разбираться в финансовых продуктах. Вторая же сторона проблемы в том, что мы должны научить людей принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг».

В то же время некоторые финансисты, принявшие участие в круглом столе, не склонны характеризовать российское общество как финансово неграмотное. «Я не согласна с тезисом, что наше население поголовно финансово безграмотное. Мы же не предполагаем, что каждый житель нашей страны должен считать риски в банковской системе. На простые вопросы типа «Что такое банковский процент?» или «Что такое кредитный договор?» наше население вполне способно ответить. Если же мы говорим о бабульке, то нет уже смысла ее учить. Бабушкам я советую обращаться за помощью к более молодым членам семьи. Многие люди чего-то не знают о банках или о вкладах лишь по той простой причине, что у них не было мотивации это узнать», — считает руководитель представительства Агентства по страхованию вкладов по СФО Надежда Стрельцова.

«Не могу согласиться с вами, — вступил в дискуссию Николай Сурков. — Трудно поверить в финансовую грамотность россиян, учитывая, что 75% населения страны не ведут семейные бюджеты. Как же они в этом случае могут грамотно понять свои потребности в кредитных средствах и рассчитать возможности обслуживания обязательств по заемным средствам? Вдумайтесь: по данным Центробанка, просроченная задолженность по кредитам сегодня составляет порядка 4 триллионов рублей!»

Заместитель генерального директора — начальник управления розничного бизнеса Новосибирского коммерческого банка «Левобережный» Артем Зенков предложил Союзу Заемщиков и Вкладчиков России составить список недобросовестных банковских специалистов. «Мы видим, что в целом к банкам очень высокое доверие у населения. Это наглядно показал финансовый кризис, когда не было зафиксировано массовых изъятий депозитных вкладов. Но в то же время есть конкретные люди — работники банков, которые предоставляют недостоверную информацию. Именно люди, потому что банки как финансовые институты дорожат своим местом в этом бизнесе», — отмечает господин Зенков.

А председатель Новосибирского клуба предпринимателей Владимир Макин предложил Союзу составить рейтинг добросовестных финансово-кредитных организаций. По завершению работы круглого стола Николай Сурков пообещал собравшимся, что все идеи экспертов обязательно будут учтены Союзом заемщиков и вкладчиков России. «Прозвучали разные мнения, но все они несут в себе определенную часть истины. Я предлагаю решать эту проблему вместе», — заявил Сурков.

Михаил Кичанов

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Согласие на обработку персональных данных

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», я даю Новосибирскому социальному коммерческому банку «Левобережный» (публичное акционерное общество), 630054, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 25/1 (далее Банк) согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую свободно, своей волей, в своем интересе и на безвозмездной основе.

Также даю свое согласие Оператору связи на обработку (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение), в том числе автоматизированную, неавтоматизированную и смешанную, моих персональных данных – cведений об абоненте, имеющихся в распоряжении Оператора связи, и/или сведений о клиенте, предоставленных Оператору связи с моего согласия Банком, для передачи результата обработки указанной информации Банку.

Перечень персональных данных, подлежащих обработке, отражён в регистрационной форме, и в том числе содержит следующие персональные данные:

Согласие дается мною для целей заключения с Банком любых договоров и их дальнейшего исполнения, принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц, в том числе при уступке банком прав требований по заключенному договору, предоставления мне информации об оказываемых Банком услугах, а также в целях осуществления возложенных на Банк функций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Указанные мною персональные данные предоставляются также в целях разработки Банком новых продуктов и услуг и информирования меня об этих продуктах и услугах. Банк может проверить достоверность предоставленных мною персональных данных.

Согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, включая без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Обработка персональных данных осуществляется Банком следующими способами:

При обработке персональных данных Банк не ограничен в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьему лицу, а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях, передачи Банком принадлежащих ему функций и полномочий иному лицу, Банк вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, их агентам и иным уполномоченным ими лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию.

Настоящее согласие дается до истечения сроков хранения персональных данных или документов, содержащих персональные данные, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Банка, либо 30 (тридцать) дней с даты принятия Банком решения об отказе в заключении договора. Согласие может быть отозвано путем направления в Банк письменного уведомления об отзыве согласия заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем личного вручения уполномоченному представителю Банка. Банк имеет право продолжить обработку моих персональных данных на основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Банк имеет право вносить изменения в настоящее согласие. Новая редакция согласия вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией согласия.

Частным лицам
Бизнесу