Колбаса, трамвай, квартплата
12 марта 2010
«Золотая Корона» хочет окончательно избавить своих клиентов от наличных Центр финансовых технологий (ЦФТ), поддерживающий российскую платежную систему «Золотая Корона», сделал инновационный ход в неравной борьбе с экспансией Visa и MasterCard. При поддержке банков-партнеров платежная система продвигает новый продукт — банковскую транспортную карту. Новый тип пластика совмещает в себе обычную дебетовую карту, электронный проездной и интернет-кошелек для оплаты услуг в Системе «Город». Банкиры признают, что система нашла правильную рыночную нишу в условиях хронической нехватки терминалов «Золотой Короны» на просторах России и за рубежом. Однако системе еще предстоит избавиться от недоработок. Справка: В Новосибирске банковскую карту «Золотая Корона» поддерживают 10 финансовых организаций. В 2008 году прирост эмиссии всех карточных продуктов «Золотой Короны» (включая транспортные карты) составил 69 %. В 2009 году — прирост составил 49%. Оборот в системе достиг 415,8 млрд рублей. Для сравнения: общий оборот с использованием банковских карт в России в минувшем году составил 9,53 трлн руб. Как сообщили в ЦФТ, к эмиссии банковских транспортных карт приступил Новосибирский Муниципальный банк. Ранее такие карты начал эмитировать банк «Левобережный», а также банки в Челябинске и Горно-Алтайске. Продукт совмещает микропроцессорную карту «Золотая Корона» с Единой транспортной картой. «Именно многофункциональные платежные карты в ближайшем будущем заменят нам наличные денежные средства», — агитирует руководитель управления «Транспортные и социальные карты» РПС «Золотая Корона» Александр Гришин, призывая банкиров подключаться к проекту. На чиповой карте можно разместить до 15 различных приложений, напоминают в ЦФТ. Помимо магазинов, банкоматов и городского транспорта карта поддерживает интернет-оплату коммунальных услуг по Системе «Город». Регистрация в платежной системе онлайновая, идти в банк, выдавший карту, и писать заявление не нужно. Достаточно зарегистрироваться через сайт «Золотой Короны», рассказывает PR-менеджер платежной системы Кирилл Горелов. Зато для блокировки утерянной карты придется позвонить по двум разным телефонам — отдельно для ЕТК, отдельно для банковского счета. Кроме того, чтобы перебросить деньги с банковского счета в транспортный «кошелек», придется сначала снять с карты наличные в банкомате, а затем положить их на ту же карту в пункте пополнения ЕТК. «Технология позволяет сделать иначе, но пока этой функции нет. В дальнейшем планируется, что она будет задействована и тогда транспортную карту вообще не потребуется пополнять — при поступлении денег на банковский счет будет автоматически пополняться транспортная карта», — уверяет Кирилл Горелов. Функция, скорее всего, появится в течение этого года, полагает он. Наконец, транспортное приложение ЦФТ обещает дополнить опцией «Поездки в долг». Фактически владелец банковско-транспортной карты сможет получить безлимитный проездной, утверждают в компании. «Банк на основании данных, предоставленных системой «Электронный проездной», самостоятельно рассчитается с транспортными предприятиями, обслужившими владельца карты», — обещает директор РПС «Золотая Корона» Виктория Смоленская. Другой вариант — корпоративная транспортная карта, рассуждают в ЦФТ. К инновациям «Золотую Корону» подталкивает растущее давление со стороны международных платежных систем. Так, в отчете за 2009 год «Золотая Корона» сообщила о приросте эмиссии банковских карт на 9 %. У крупнейших российских банков, работающих с Visa и MasterCard, прирост заметно выше. ВТБ24 увеличил эмиссию более чем на 15 %, а Сбербанк — на 30,7 %. К конкурентам подключаются даже традиционные партнеры «Золотой Короны» — банки второго эшелона. Так, банк «Акцепт», работающий с «Золотой Короной» с 1997 года, в начале этого года посетовал на «ограниченную географию обслуживания» и подключился к системе Visa. Впрочем, соглашается начальник отдела развития розничного и пластикового бизнеса «Акцепта» Александр Деулин, будущее — за инициативами вроде банковской транспортной карты. «В силу ограниченности своей инфраструктуры «Золотая Корона» реализует локальные проекты. Скрестить банковскую карту с другими приложениями — это совершенно верное решение», — констатирует он. Банк продолжит работу с «Золотой Короной», подтвердил Александр Деулин. В «Золотой Короне» в свою очередь напоминают, что «90 % своих денег человек тратит в 30-мильной зоне, то есть, по сути, по месту своего проживания». Именно в этой зоне ЦФТ надеется продать пользователям концепцию «единого электронного пространства, практически полностью избавленного от оборота наличных денег».