Ждите инкассатора

1 сентября 2004, Ведомости Новосибирского Областного совета Депутатов

Вчера на сессии областного Совета в традиционном "Часе администрации" депутаты заслушали информацию о финансовом состоянии муниципальных образований за январь-февраль 2003 года, с которой выступил начальник управления финансов обладминистрации Сергей Аксененко. А накануне начфин отчитывался на заседании комитета по бюджетной политике, который и инициировал вынесение вопроса на сессию. К сожалению, не все гладко с финансированием 460 муниципальных образований - в села опаздывают областные ссуды (где нет пока доходов) и дотации из областного бюджета. Об этом, как заявил на бюджетном комитете его председатель Виктор Осин, свидетельствуют многочисленные звонки и письма с мест.

Доклад Аксененко продемонстрировал, что, во-первых, пришлось пока забыть о спланированных в селах бюджетах и начать срочно финансировать с учетом прошлогодних расходов, на ходу добавляя денег тем, кому мало. С другой стороны, возникли заторы на пути проводки средств. Единственное, в чем более-менее удалось разобраться в первые месяцы года финансистам  области, налоговикам и управлению федерального казначейства, так это с зачислением доходов в местные бюджеты. Совещание с начальниками райфинуправлений в начале февраля показало,  что не все муниципальные образования готовы работать со своими доходами - отсюда и паника. И районы, и села не готовы к оформлению финансовых проводок, что задерживает средства. Сказывается также отсутствие практики планирования и финансирования на уровне сельской власти. Тем не менее обладминистрация отдала на места всю зарплату января-февраля. Проведены централизованные платежи  за топливо,  услуги  связи и энергетиков (с "Новосибирскэнерго" подписано соглашение о рассрочке платежей). Небольшие долги остались связистам, но в феврале их погасят.

В остальном облфинуправление старается финансировать районы, а через них и села без революций, как выразился начфин. То есть с учетом трат прошлого года и надбавок на дополнительные расходы нынешнего (спрашивается, зачем бюджеты на местах верстали, да столько о нормативах говорили! - З. Л.). Эти суммы проводятся подекадно. "У кого меньше или больше денег - тут же правим, - подчеркнул начфин. - В среднем на 25 процентов больше средств сейчас выдаем, чем в прошлом году". Чтобы решить в селе такие неотложные вопросы, как питание детей, подвоз их в школу и др., администрация разрешила проводить на местах зачеты по всем налогам в областной бюджет. Однако темп встречных расчетов между муниципальной властью и местными предприятиями, по признанию начфина, был потерян. Хотя требуется только письмо на зачет - и он проводится через Левобережный банк.

В начале года появились невыясненные доходы. Совместными усилиями налоговиков, казначеев и облфинуправления эта сумма снижена со 130 до 60 миллионов рублей: остались, по словам Аксененко, платежи в целевые фонды. В целом же ситуация с доходами сложилась так, оценил начфин, что в январе они выросли по сравнению с уровнем прошлого года на 10 процентов, а планировалось на 20. Потери произошли на встречных расчетах: район - сельхозпредприятие - муниципальное образование. "Предприятие имеет долги в областной бюджет, а у нас есть обязательства перед муниципальным образованием, - объяснял Сергей Аксененко депутатам бюджетного комитета. - В ближайшие дни такие проводки сделаем, это сейчас основная работа". В первом квартале, по словам Аксененко, финуправление планирует "все зачистить", а со второго систематизировать финансирование.

В  ряде  районов  возникли неурядицы с выплатой зарплаты. Раньше ее выдавала терадминистрация, сейчас сельская власть сама едет за деньгами на зарплату. Чтобы навести единый порядок, обладминистрация подписала соглашение с Левобережным банком. Выделены средства на оборудование касс в каждом райцентре. Кассиры довезут деньги до каждой школы и другого бюджетного учреждения. Для этого закуплены 22 инкассаторские машины. Кассы и машины обойдутся областному бюджету в 50 миллионов рублей. Но если, подчеркнул Аксененко, проводить деньги через федеральное казначейство и РКЦ, это потребовало бы 110-120 миллионов рублей дополнительных расходов. Так что администрация не собирается отдавать основные бюджетные расходы федеральному казначейству, как на том настаивает Минфин. Финуправление, напомним, отстаивает свою позицию в суде.

Централизация полномочий. Этот вопрос продолжает волновать депутатов. Расплачиваясь централизованно за уголь, не лишает ли обладминистрация права местную власть самой выбирать, у кого купить топливо? На этот вопрос Виктора Осина Аксененко ответил, что речь идет об энергетической безопасности. Лишь трем районам - Маслянинскому, Сузунскому и Тогучинскому - разрешено покупать уголь самим, потому что Кузбасс рядом. За всех остальных будет покупать уголь область, договариваясь о ценах. Что касается связистов, то у каждого муниципального образования может быть свой договор на услуги, но обладминистрация рассчитывается по фактическим затратам, добиваясь скидок у "Сибтелекома" и предлагая не только деньги, но и векселя, требуя также не отключать бюджетные организации. Подобные доводы убеждают. Как и договор с "Новосибирскэнерго" о рассрочке платежей. Но все-таки такая централизация - узда для муниципальных образований. Оправдать ее можно пока лишь тем, что денег мало, а на местах не научились самостоятельному финансированию.

Тем более что стоимость угля в дотациях муниципальных образований составляет в этом году 70 процентов (один миллиард рублей из полутора миллиардов). Его закупают, централизованно рассчитываются, но проводка средств по документам задерживается. В итоге и по этой причине получается пестрота в дотациях по районам: кому 9 процентов отдали, кому 100. Поэтому сейчас предстоит отделить деньги на уголь от других, необходимых сельской власти для исполнения своих полномочий. Другая проблема: доходы муниципальных образований. Там, где сельская власть подсуетилась и зарегистрировала у себя предприятия, которые раньше регистрировались в райцентре, там доходы составляют тысячи процентов от плана. А где власть прошляпила или предприятия слабые - ничего нет. Вывод: в новом году надо точнее планировать доходы муниципальных образований. А сейчас, кому не хватает налогов, помогать через терадминистрации. "Но количество средств на район в целом мы будем жестко контролировать, с учетом полученных здесь доходов, - сказал депутатам Сергей Аксененко. - Хотя, чтобы выравнять районы и ликвидировать диспропорцию в доходах муниципальных образований, мы в феврале еще добавили на область из бюджета 10 миллионов рублей". Получается, что обладминистрация  выступает в роли пожарного, закрывая фактические бюджетные дыры. "Спланировать все невозможно", - объясняет Аксененко. Непросто дается бюджетная самостоятельность муниципальной власти.

Как научить муниципальные образования отслеживать свои доходы? На этот вопрос депутатов начфин ответил так: нужны компьютерные программы, а пока налоговики и казначейство дают информацию в облфинуправление, а отсюда она идет в район. Кроме того, раз в районах нет филиалов казначейства, муниципальным образованиям открываются счета в Левобережном банке (бесплатно) и в Сбербанке. Но работать над прохождением денег еще предстоит немало. По словам Сергея Канунникова, участвующего в совещаниях финансистов и налоговиков в районах, нужно учить специалистов и приобретать компьютеры для всех муниципальных образований. А то в Болотнинском районе некоторые главы муниципальных образований не хотят отчитываться за бюджетные деньги, а в Чановском главным орудием труда сельских бухгалтеров по-прежнему остаются счеты или калькуляторы.

И на бюджетном комитете, и на сессии депутаты говорили о том, что   в  этом  году  придется раньше вносить изменения в закон об областном бюджете. Из-за муниципальных бюджетов, которые пока трещат по швам, демонстрируя изъяны планирования.

Зоя ЛАВРОВА.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Частным лицам
Бизнесу