Тендер поможет избавиться от компьютерного «зооПАРКа»
17 ноября 2006
Рабочим инструментом большинства офисных работников сегодня является компьютер — без него невозможно представить нормальную работу компании. Когда компьютеры сотрудников выходят из строя или не справляются с поставленными задачами, это может существенно тормозить развитие бизнеса в целом. Именно поэтому компьютерный парк в компании требует периодической модернизации. Это продолжало бы оставаться головной болью руководителя компании, если бы не развитие взаимоотношений между представителями бизнеса и поставщиками компьютеров. На что обращают внимание предприятия при выборе поставщиков и какие требования предъявляют, узнавали корреспонденты «КС» ИГОРЬ МЕЛЬНИК и КСЕНИЯ КАРТАШОВА.
В сибирских компаниях в большинстве случаев обновление компьютерной техники идет по схеме «точечной» замены. О таком процессе, как полномасштабная модернизация, задумываются редко. «Полное обновление компьютерного парка сейчас практически никто не делает. В основном закупают новую технику, а устаревшую переводят на участки, где не требуются мощные ресурсы», — говорит руководитель отдела маркетинга компании «Интерлинк» (Новосибирск) Матвей Курилов. «В последнее время практически нет повального обновления. Компании заменяют в первую очередь самые загруженные компьютеры в ответственных местах», — соглашается PR-менеджер компании «Готти» (Новосибирск) Татьяна Ващенко.
Причина в том, что полное обновление компьютерного парка — процесс довольно затратный. По подсчетам Матвея Курилова, полное обновление малого парка до 50 рабочих станций обходится в сумму от 1,1 до 1,3 млн рублей. Обновление среднего парка (до 100 машин) оценивается уже в сумму до 2,5 млн рублей.
Реально компании, конечно же, тратят на свой компьютерный парк значительно меньшие суммы. По мнению Татьяны Ващенко, мелкие компании расходуют на обновление «железа» в месяц до 50 тыс. рублей, средние — до 500 тыс. Такая разница связана с тем, что интенсивность обновления парка компьютерной техники напрямую зависит от размеров компании — чем крупнее организация, тем интенсивнее она развивается и требует для своего развития все более новых и высокопроизводительных систем.
Новая техника для офисов, по словам поставщиков, заказывается компаниями, исходя из требований к выполняемым задачам. «Чаще всего на офисных компьютерах используются бухгалтерские программы, офисные приложения, Интернет, электронная почта, в итоге выбор падает на простые конфигурации на базе процессоров Intel Celeron D c интегрированным видео, оперативной памятью 256 Мб, емкостью жестких дисков от 80 Гб до 250 Гб», — рассказывает генеральный директор ЗАО «НОВИНТЕХ» (Новосибирск) Виктор Денисов. Также, по его мнению, нередки заказы на компьютеры более серьезного уровня для сложных математических расчетов, для работы с графикой и интенсивной обработки баз данных. Такие компьютеры уже собираются на процессорах Intel Pentium D/Intel Core 2 Duo с высокопроизводительными видеокартами, оперативная память — от 1024 Мб, жесткие диски — от 250 Гб.
По словам Матвея Курилова, в офисы берут стандартные конфигурации, которые удовлетворяют минимальным современным требованиям для офисных компьютеров: «Тактовая частота процессора варьируется чаще всего от 2,5 до 3 ГГц, есть встроенное видео/аудио, жесткий диск — 80–120 Gb. Приобретают привод CD/DVD если компьютер не в сети, надежный недорогой корпус типа In-Win и, конечно же, LCD-монитор 17–19 дюймов с обычными параметрами».
Спрос на «корпоративные» мобильные ПК, по словам участников рынка, в последнее время возрос. Причина в том, что цена рабочего ноутбука не намного выше хорошего настольного компьютера и находится в районе 20–25 тыс. руб. В основном ноутбуки берут для тех сотрудников, которые занимаются продвижением товара, услуг, презентациями и часто выезжают к клиентам или на переговоры.
«Спрос на «офисные« ноутбуки в основном существует у представительств иностранных компаний. У российских предприятий пока потребность в ноутбуках невелика, но постепенно и они подойдут к рубежу, когда мобильность и доступность станут важны», — описывает ситуацию Виктор Денисов.
«По своим возможностям ноутбуки приближаются к стационарным решениям, а цены на них постоянно снижаются», — объясняет Татьяна Ващенко.
Большинство компаний полностью обновляет технику в срок от трех до пяти лет. По словам PR-менеджера компании «Евросеть» Ульяны Смольской, в ее компании обновляют технику раз в два года.
Практически все игроки рынка в последнее время отмечают увеличившуюся популярность тендеров как наиболее эффективный и выгодный способ обновить корпоративный парк компьютеров.
«Большую активность начали проявлять в конце прошлого года», — утверждает директор компании «Квеста» (Новосибирск) Сергей Волков. В первую очередь это касается бюджетных организаций, что связано с требованиями федерального законодательства об обязательном проведении закупок для нужд бюджетных организаций на конкурсной основе. «Раньше тендеры, как правило, проводились только крупными заказчиками. Сегодня стоимость объявляемых тендеров заметно снизилась», — замечает Волков.
Виктор Денисов говорит, что для государственных заказчиков любое приобретение оборудования на сумму, превышающую 60 тыс. рублей, требует проведения конкурса или тендера.
Снижение цены выставляемого на тендер заказа повлекло за собой увеличение количества компаний, принимающих участие в открытых конкурсах. Теоретически участие в открытых торгах может принимать любой поставщик, но до сих пор реселлеры, не ориентированные на корпоративный сектор, держались в стороне от этого процесса. «Традиционно мы не работали на корпоративном рынке, — рассказывает Сергей Волков, — поэтому в крупных тендерах участвовали только эпизодически. А появившиеся сегодня конкурсы начального и среднего объема нам весьма интересны».
Тендеры как способ выбора поставщика интересны для заказчиков. Директор по эксплуатации ИТ филиала ОАО «МТС» в Новосибирской области Александр Чесноков говорит, что единого поставщика компьютерного оборудования для МТС в Новосибирске выбрали как раз на основании тендера. «Главными критериями стали надежность и опыт поставщика, условия гарантийного обслуживания, стоимость и ассортимент продукции, а также соответствие нашим требованиям по поставке оборудования», — рассказывает Александр Чесноков.
Но по словам директора по развитию компании «Кардинал» (Новосибирск) Александра Ершова, понятия «тендер» в российском законодательстве нет, а есть понятие «торги», что на данный момент применимо только к государственным заказчикам и некоторым международным компаниям. «Российские компании официально торги не объявляют, так как это накладывает достаточно много обязательств, в том числе и заключение контракта по результатам торгов или возмещение участникам расходов по участию в торгах. В основном объявляется «смотр предложений« с возможностью в дальнейшем заключить контракт», — говорит Александр Ершов.
Критерии выбора поставщиков у всех компаний свои. «Поставщик должен иметь имя на рынке, опыт работы не менее трех лет, отличную репутацию, низкие цены, обеспечивать поставку всего необходимого спектра оборудования и гарантийный и послегарантийный ремонт», — говорит Ульяна Смольская. При этом, по ее словам, поставщики могут быть как столичными, так и местными. Для компании МТС оборудование поставляет московская организация.
«С местными поставщиками проще решать вопросы гарантийного ремонта и возможные конфликтные ситуации, поэтому нам удобнее работать с ними, — делится мнением начальник отдела технической поддержки управления автоматизации банка «Левобережный« Сергей Балабуркин. — Также очень важным условием является стандартизация компьютерного парка (важно избежать разных производителей процессоров и чипсетов), чтобы в дальнейшем это не создавало трудностей в работе».
«В принципе, что касается выбора марки и поставщика компьютеров, то здесь все ясно — они диктуются нашими потребностями при реализации того или иного IT-решения. Поставки «железа« возьмется выполнить практически любая компания, потому что оно в целом у всех одинаковое. Здесь определяющими критериями являются цена, сроки и дополнительные условия — такие как условия доставки, наличие скидок, гарантий», — отмечает руководитель службы маркетинговых коммуникаций Инвестиционного Городского Банка Андрей Поздняков.