Шопинг по безналу

9 февраля 2007, Континент Сибирь

Анастасия КУПЦОВА

Рынок пластиковых карт в Сибири существенно вырос: по данным Банка России, за девять месяцев 2006 года объем операций по банковским картам увеличился на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и достиг 324 млрд рублей.

В региональной структуре первое место по объему операций в этом году перешло от традиционного лидера — Новосибирской области — к Красноярскому краю (62 млрд рублей, что на 44% выше прошлогоднего уровня). Такой резкий рывок вперед отчасти был обусловлен высоким уровнем оборота по эквайрингу, а также благодаря расширению сети банкоматов и терминалов, принимающих пластиковые карты в оплату товаров и услуг. Кроме того, традиционно увеличивается количество зарплатных проектов. Кредитование по «пластику» стало дешевле и доступнее, а объем заемных средств, предоставляемых населению, заметно вырос. По словам ведущего специалиста отдела развития карточного бизнеса банка «Кедр» (Красноярск) Евгения Бородянского, «банки в прошлом году заметно активизировались и пересмотрели условия по зарплатным проектам. Основной упор стал делаться не на комиссию за зачисление, а на доходы от кредитования зарплатных карт. Снижение тарифов по комиссии за зачисление способствовало увеличению количества привлеченных клиентов и самих зарплатных карт». Зарплатные проекты подешевели благодаря возросшей конкуренции. Помимо «Кедра», Енисейского объединенного банка, РОСБАНКа и УРАЛСИБа, на рынке зарплатных карт в Красноярске заметно активизировались Внешторгбанк 24, Альфа-банк, СТРОМКОМБАНК и «Юниаструм».

Число выпущенных пластиковых карт на территории Сибирского региона по состоянию на 1 октября 2006 года, включая уже недействующие карты, достигло 6,5 млн штук — 9,7% от общероссийской эмиссии. Стоит отметить, что уже второй год доля сибирских эмитированных карт в общероссийском обороте снижается: на 1 октября 2005 года она составляла 9,9%, на 1 октября 2004 года — 11%.
По эмиссии карт второй год лидирует Кемеровская область — 808 тыс. карт. Ее доля в СФО составила 17,9%. Такой результат достигнут благодаря новокузнецкому Кузнецкбизнесбанку — лидеру по доли депозитов до востребования в общей сумме вкладов среди сибирских банков (79,2%), в то время как средний уровень колеблется от 25% до 30%. Большой объем средств на карточных счетах в этом банке обусловлен реализацией зарплатных проектов на крупных промышленных предприятиях. В результате он составляет конкуренцию таким мощным банкам, как УРСА Банк и «Кедр».

Почему нет

Структура операций по картам в сибирских банках на протяжении последних трех лет остается практически неизменной: по данным Банка России, 96,5% составляют операции по получению наличных (в среднем по России доля составляет 90%), и только 3,5% — оплата товаров и услуг. Последний показатель, в более широкой трактовке его называют эквайрингом, представляет особый интерес для анализа, несмотря на свою незначительную величину.

Согласно Положению об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, под эквайрингом понимается осуществление расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдача наличных денежных средств держателям платежных карт, не являющимся клиентами данных кредитных организаций (эквайреров).

Как показал анализ этого направления рынка пластиковых карт, на сегодняшний день эквайринг в Сибири находится по-прежнему на низком уровне. Хотя за последний год доля операций по оплате товаров и услуг в СФО выросла на 0,5% — с 3% до 3,5%.

Наиболее высокий уровень эквайринга зафиксирован в 2006 году в Омской области: здесь доля операций по оплате товаров и услуг составила 4,8% в общем объеме операций с банковскими картами. По словам старшего специалиста отдела пластиковых карт Омск-Банка Дмитрия Нестеренко, «в последнее время в Омске произошел значительный сдвиг в развитии эквайринга в плане увеличения количества торговых точек, принимающих к оплате пластиковые карты по одной и более платежным системам. Наиболее полно охвачены крупные сети супермаркетов (около 80%), торговые комплексы и торговые сети остаются оснащенными менее чем на 8% от общего количества торговых мест (арендаторов)».

Вблизи среднего значения по СФО находятся Кемеровская и Иркутская области — 3,6% и 3,5% соответственно. Несколько ниже расположились Красноярский край и Новосибирская область — 3,2% и 2,8%. Но если посмотреть на динамику в течение двух лет, то здесь наблюдается постепенный, хоть и медленный рост. Например, в Новосибирской области доля оплаты товаров и услуг в общем объеме операций с пластиковыми картами за три квартала 2004 года была 1,8%, в 2005-м — 2%, а в 2006-м — 2,8%. «Тем не менее она остается низкой в силу неразвитости инфраструктуры, — отмечает начальник управления финансовых технологий «РОСИНБАНКа-СИБИРЬ« Илья Чолах. — Терминалов в торговле в Новосибирске около 1800. Насыщенность терминальным оборудованием составляет около 1200 на миллион жителей, в Англии — более 15 000 терминалов на миллион жителей, в Польше — более 2700. Следовательно, даже от слаборазвитых по европейским меркам рынков мы отстаем более чем в два раза». Основную причину в этом отставании Дмитрий Нестеренко из Омск-Банка видит в самих предпринимателях: «У владельцев торговых комплексов отсутствует желание предлагать и устанавливать у арендаторов терминальное оборудование для принятия платежей, ссылаясь на большие комиссионные банкам. В то время как сами участвуют в различных скидочных программах и теряют гораздо больше комиссионных, чем при установке терминалов, и не получают увеличения числа продаж и потока покупателей».

Еще одно препятствие к развитию эквайринга — длительность операции. Зачастую она бывает довольно продолжительной и зависит от типа терминала, карты и соединения. Так, операция с чиповой картой занимает 5–10 секунд, а с магнитной — до двух минут. «Дело в том, что микропроцессорные (чиповые) карты позволяют совершать операции без соединения с процессинговым центром и, соответственно, — это секундная процедура. А для операций с магнитными картами, в своем большинстве международными, требуется авторизация в процессинговом центре — эта процедура может занимать более значительное время (одну-две минуты). Для ускорения этого процесса требуются быстрые каналы связи», — рассказывает начальник управления информационных технологий Новосибирского Муниципального банка Александр Петров. Однако пока организация работы по быстрым каналам связи — дело очень дорогостоящее, и этот фактор существенно влияет на темпы развития эквайринга.

Начальник отдела электронного бизнеса банка «Левобережный» Максим Мадиссон отмечает другую причину: «Слабая степень развития эквайринга связана с низкой платежной культурой населения, а также нежеланием торгово-сервисных сетей расставаться с наличными деньгами и выводить их в легальный оборот». Ведущий специалист отдела развития карточного бизнеса банка «Кедр» Евгений Бородянский соглашается, что «сами работники торговой точки зачастую не любят рассчитывать клиентов по пластику, например, потому что останутся без чаевых, придумывая различные отговорки вроде «связи нет».

Среди препятствующих развитию эквайринга факторов большое значение имеет и менталитет. «Люди просто не привыкли, а многие и не знают вовсе, что пластиковые карты предназначены не только для снятия наличных, — говорит Евгений Бородянский. — Доходы основной части населения невысоки, и им просто удобнее пользоваться наличными при средней величине ежедневных расходов 300–700 руб. Состоятельные люди чаще пользуются пластиковой картой, для них преимущества пластика актуальны: кошелек не «распухает« от купюр».

Кто на лидера?

Опрос ведущих банков Сибири по выпуску пластиковых карт показал, что лидерами по количеству терминалов в торговой сети, обслуживающих банковские карты, являются платежные системы Visa и MasterCard, затем «Золотая корона» и другие. Хотя что касается оплаты услуг, то здесь в лидеры выходит «Золотая корона». Терминалы по оплате сотовой связи, коммунальных услуг в основном рассчитаны на отечественную платежную систему. Более того, «при расчетах по банковским картам в торгово-сервисной сети Новосибирска дополнительным преимуществом для клиента является получение скидки — наибольшее количество и размер скидок предоставляются при оплате по карте платежной системы «Золотая корона« (скидки достигают 14%)», — уточняет Максим Мадиссон из банка «Левобережный». В пополнении сервисного пакета банки конкурируют между собой, предлагая все новые и новые услуги. Раньше наличие пластиковой карты позволяло снимать денежные средства со счета в банке и оплачивать товары и услуги в магазинах и на автозаправках. Теперь банки предлагают оплачивать коммунальные услуги по системе «Город», а штрафы ГИБДД, РУВД и сотовую связь — через специальные терминалы. Например, Новосибирский Муниципальный банк ввел услугу «SimMP — мобильные платежи», а также совместно с сетью автозаправок «Беркут» предоставил услугу по оплате бензина через мобильные телефоны, при этом существует скидка — один рубль с одного литра любого топлива.

Несмотря на низкую долю операций по оплате товаров и услуг в общем объеме операций с пластиковыми картами, за последний год заметно вырос интерес торгово-сервисных предприятий к установке терминалов, выросло и число терминалов, которые подключены к процессингу через быстрые каналы связи. Немного поднялась активность населения относительно совершения покупок по картам.

Наш прогноз таков, что эквайринг будет расти, хоть и небольшими темпами: к 2008 году его доля в СФО должна достигнуть 4%. Количество терминалов также будет продолжать увеличиваться. «Возможно, когда Дума все-таки вернется к рассмотрению закона об установке платежных терминалов во всех торговых точках с объемом выручки $20 тыс. и более в месяц, дела будут обстоять лучше», — отмечает Евгений Бородянский из банка «Кедр».

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru