Коррекция «кредитного возраста»
16 марта 2007
На сегодняшний день большинство банков готово выдавать автокредиты физлицам «от 21 до 60». Тем не менее «борьба за клиентов» приводит к тому, что рамки «кредитного возраста» клиентов расширяются. На днях новосибирский банк «Левобережный» заявил об увеличении верхней границы возрастного ценза заемщика по автокредитованию. Теперь их клиентами могут быть физлица, которые в среднем старше клиентов других банков на пять лет. Некоторые участники рынка называют этот ход PR-акцией, но не исключают, что «Левобережный» сможет привлечь новых заемщиков.
Как стало известно «КС», банк «Левобережный» на днях изменил возрастной ценз заемщика по автокредитованию. Теперь он готов предоставить средства на покупку машины мужчинам в возрасте 20–65 лет и женщинам 20–60 лет. У большинства других банков возраст заемщика по автокредиту на момент его погашения не должен превышать 55 лет для женщин и 60 — для мужчин, а «кредитный возраст» начинается с 21 года. Хотя в ряде кредитных организаций, например, в банке «Акцепт», заявляют о готовности рассматривать документы и от 18-летних клиентов. Начальник отдела автокредитования банка «Левобережный» Юлия Мицура так объяснила корреспонденту «КС» эти изменения: «У нас увеличилось количество заявок на получение займов от людей как молодого, так и более зрелого возраста. Однако это не означает, что теперь мы будем давать кредит всем 20-летним и 60-летним. Претензионная служба работает с заявлениями, и средства будут предоставляться только платежеспособным клиентам».
В «Левобережном» ожидают, что благодаря такому шагу число клиентов-получателей автокредитов увеличится на 15–20%, в основном за счет молодых заемщиков.
Представитель Собинбанка Валерий Ермилов согласен, что снижение «кредитного возраста» будет интересно для молодежи: «У нас очень много клиентов, которым только исполнился 21 год. Они уже сегодня хотят иметь все блага цивилизации и активно подают заявки на получение займов. Хотя положительные ответы получают немногие, потому что это одна из самых недисциплинированных категорий заемщиков. Что касается клиентов предпенсионного возраста, то они за автокредитами в банки обращаются достаточно редко».
Заместитель генерального директора Новосибирского Муниципального банка Евгений Меняйлов заявил «КС», что установление возрастного ценза заемщиков — личное дело каждого банка, как и то, в какой мере PR-составляющая должна коррелировать со здравым смыслом и эффективностью бизнеса. По его мнению, с увеличением возрастного ценза заемщика кредитная организация несет повышенные риски в случае потери им источников дохода. «Даже по официальной статистике средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране значительно меньше 75 лет. Имеет свои разумные пределы и снижение нижней возрастной планки: платежеспособность заемщиков, едва вступивших в возраст совершеннолетия, весьма сомнительна, и банки в этом случае также должны разрабатывать дополнительные механизмы управления чрезмерным риском, — говорит банкир. — Что касается Муниципального банка, то основная масса наших заемщиков по автокредитам — люди среднего возраста (30–50 лет)».
Эксперты Luginin Capital Partners не исключают, что, расширяя границы заемщиков, банкиры преследуют рекламные цели. Однако этот шаг повышает привлекательность и доступность автокредитования и приводит к росту клиентов. А начальник отдела оценки консультационной группы «Баланс» Юлия Королева считает, что банки принимают такое решение, чтобы «соответствовать реальной ситуации на рынке».
Виктория АНТОНОВА