От традиционных карточных продуктов — к инновационным сервисам
30 марта 2007
В 2006 году система «Золотая Корона» активно развивалась как по количественным показателям, так и на качественном уровне. Владельцы карт «Золотая Корона», число которых к концу прошлого года достигло 4,6 млн человек, получили возможность использовать целый комплекс инновационных финансовых продуктов.
На наглядном языке статистики итоги года выглядят следующим образом:
* оборот в системе за прошедший год составил почти 200 млрд рублей, а его прирост — более 63%;
* из выпущенных на конец года 4,6 млн карт 84% являются микропроцессорными;
* инфраструктура системы насчитывает 15 000 POS-терминалов и 1700 банкоматов в 75 регионах России;
* прирост безналичного оборота по итогам 2006 года составил более 72% по сравнению с предыдущим годом;
* 35,4% составляет доля безналичных операций, совершаемых в торгово-сервисной сети, что является лучшим показателем среди всех платежных систем на российском рынке.
«Золотая Корона» — это не только проверенные временем и уже ставшие традиционными для нас карточные продукты. Под брэндом «Золотая Корона» сегодня продвигается на рынок целый комплекс инновационных продуктов, которые привносят новое качество и новый сервис в те сферы, где еще традиционно доминирует наличный оборот и сильны устоявшиеся способы взаимодействия с клиентами.
Такие инновационные продукты, с одной стороны, позволяют постепенно повышать уровень финансовой культуры населения, а с другой — внедрять современные ИТ-решения в традиционно консервативных областях (прием платежей, погашение кредитов и др.), а также дать импульс к развитию действительно массовой сети финансового обслуживания самых широких слоев населения.
Из традиционных банковских продуктов, тем не менее, обратим внимание на то, что по карте можно не только получать зарплату, но также использовать казалось бы традиционные карточные технологии для реализации корпоративных проектов. Для этого в «Золотой Короне» существуют такие специализированные продукты, как, например, карты оптовые, бензиновые и корпоративные.
На смену буму экспресс-кредитования приходят кредитные карты — современный цивилизованный способ «занять денег». «Золотая Корона» активно развивает это направление, и в настоящее время эмитировано более 1 млн кредитных карт, технология которых позволяет осуществлять все виды кредитов: овердрафт, потребительский (разовый) кредит, кредитная линия, в том числе возобновляемая.
Из новых направлений развития необходимо выделить следующие:
* карты лояльности торговых предприятий. Программы лояльности, построенные на применении бонусных, подарочных и других типов карт, предназначены для торгово-сервисных предприятий, банков и компаний, стремящихся повысить лояльность своих клиентов. Карты лояльности — это современный способ сказать своим клиентам: «Спасибо за покупку!», а наиболее приверженных поощрить за их доверие и верность.
Сервис дает возможность реализовать индивидуальные программы лояльности любой сложности с участием неограниченного числа торгово-сервисных предприятий.
Реализовано более 50 проектов с использованием бонусных и подарочных карт в федеральных и региональных торговых сетях, таких как «Детский мир», «Перекресток», «Полярис«, «Лас-Книгас», «Эльдорадо», «Книгомир», «ПосудаЦентр», «Меломан», «Электробыт», «Аскания«, «Эль-Престиж» и многих других. Участниками программ лояльности на основе технологий «Золотой Короны» являются жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Уфы, Казани;
* прием платежей и гашение кредитов наличными и по картам. Платежи за ЖКХ, связь и другие массовые услуги, а также погашение кредитов на продуктовых кассах магазинов наличными и по картам уже сегодня активно осуществляются жителями Красноярска, Краснодара, Майкопа, Улан-Удэ, Набережных Челнов, Новосибирска и Костромы.
Набирает обороты новая услуга — погашение кредитов наличными деньгами в устройствах самообслуживания и в терминалах торгово-сервисных организаций с помощью идентификационных карт заемщика. За 2–3 минуты такую карту можно получить в банке сразу во время или после оформления кредита и далее неоднократно использовать для погашения как текущих, так и будущих кредитов. В настоящее время идентификационные карты эмитируются Байкалбанком (г. Улан-Удэ), Енисейским объединенным банком (г. Красноярск) и Банком «Новация» (г. Майкоп);
* денежные переводы. К концу 2006 года партнерами сервиса «Золотая Корона — Денежные переводы» стал 131 банк. Преимуществом для банков стала возможность самостоятельно устанавливать размер комиссии за отправку перевода.
Сегодня с помощью сервиса можно осуществлять переводы по всей России, в страны СНГ и Китай, в рублях и иностранной валюте без открытия счета в банке. Всего к услугам клиентов — 4700 пунктов отправки и получения переводов. Благодаря реализации технологии ускоренного оформления перевода при повторном обращении время обслуживания клиентов в банке сведено к минимуму.
«Золотая Корона» первой в России реализовала технологию отправки денежных переводов в устройствах самообслуживания с функцией приема наличных (cash-in). Инструментом установления личности клиента служит идентификационная карта, которую выдают подключенные к сервису банки-участники системы денежных переводов «Золотая Корона». Для осуществления перевода отправитель вставляет карту в устройство самообслуживания, вносит необходимую сумму денег и, пройдя пункты простого меню, нажимает «отправить перевод». Деньги отправляются в on-line-режиме и сразу доступны получателю. Очевидно, что в ближайшем будущем объем проводимых банком операций с денежными переводами будет зависеть не от разветвленной сети филиалов, а от широкой сети установленных CASH-IN, стоимость которых значительно ниже затрат на открытие отделения банка.
В целях облегчения общения с клиентами «Золотая Корона» предлагает банкам идентификационные карты, выполненные в национальном дизайне и на языке соответствующей страны, что обеспечивает дополнительную лояльность к переводам «Золотой Короны» среди пользователей сервиса.
Для физических лиц — пользователей денежных переводов открыт новый сайт (http://perevod.korona.net), на котором в том числе можно посмотреть статус перевода или отправить перевод через Интернет;
* транспортные карты. Глобальные проекты по автоматизации системы учета и оплаты проезда в городском пассажирском транспорте на основе микропроцессорных транспортных карт реализованы в гг. Новосибирск и Челябинск. Многофункциональность транспортных карт позволяет внедрять проекты предоставления социальных и других льгот различным категориям населения. Так, в Новосибирске успешно действуют транспортные карты, разработанные специально для льготной оплаты проезда учащихся, — «Студенческая карта» и «Карта школьника»;
* социальные карты. В настоящее время проекты с использованием социальных карт различного типа реализованы в 10 регионах России. В рамках проектов действует автоматизированная система персонифицированного учета предоставления социальных льгот гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки: льготный проездной, отпуск льготных лекарств, получения денежных компенсаций и др.
Транспортными и социальными картами можно пользоваться не только как инструментами для оплаты проезда и получения льгот, но и как банковским продуктом;
* «SMS + Интернет-банк» — сервис для удаленного управления картсчетом «Золотая Корона» через Интернет и с мобильного телефона. Сервис позволяет клиентам банка — держателям карт «Золотая Корона» использовать в зависимости от ситуации наиболее удобный канал удаленного доступа к счету — Интернет или мобильный телефон.
Преимуществом для клиента является возможность управления картсчетом с мобильного телефона без замены SIM-карты. Клиент может самостоятельно подключиться к сервису в любое удобное время, без посещения офиса банка — через банкомат.
Точка зрения
ВАДИМ ГРИЦАНЕНКО, управляющий директор платежной системы «Золотая Корона»:
— Сразу хочу сделать акцент на том, что сегодня «Золотая Корона» — это национальная платежная система, предоставляющая весь спектр услуг в области наличных и безналичных платежей. Мы позиционируемся не в узких границах «карточного» бизнеса, а более широко: мы работаем на рынке розничных финансовых услуг. Такое расширение позиционирования по сравнению с традиционным для карточных систем обусловлено целым рядом причин.
Прежде всего очевидно, что розничный рынок финансовых услуг претерпевает значительную трансформацию. Сервисы, которые предлагает платежная система «Золотая Корона», не только отвечают всем тенденциям и требованиям современного рынка розничных финансовых услуг, но и в каком-то смысле эти тенденции опережают. Остановимся на них более подробно.
«Золотая Корона» разработала уникальную технологию гашения кредитов. С помощью полученной в банке идентификационной карты клиента можно гасить кредит наличными деньгами через POS-терминалы (в том числе, например, в магазинах) и устройства самообслуживания. Причем банк-участник системы гашения кредитов получает возможность собирать задолженность в адрес любых банков, выдавших кредиты. Человеку не нужно стоять в очередях, погасить задолженность в срок становится просто и удобно. По такой же технологии можно оплачивать услуги ЖКХ, связь и другие.
Сейчас мы активно развиваем новую технологию осуществления денежных переводов с использованием идентификационных карт и устройств самообслуживания. Разработанная нами технология впервые в России позволяет отправлять денежные переводы самостоятельно. О преимуществах новой технологии можно говорить долго, но главное, что она делает процесс отправки перевода максимально удобным. Ведь теперь отправить деньги можно без заполнения каких-либо документов, непосредственно в приближенных к клиентам местах, например на рынках, и потратить на это не более 1 минуты. Это позволяет существенно расширить клиентскую базу и дает неоспоримые конкурентные преимущества в условиях интенсивно растущего рынка.
В ближайшее время будут реализованы услуга SMS-уведомления клиентов сервиса и возможность осуществления безадресных переводов, когда получатель сможет забрать деньги в любом банке-участнике системы по своему желанию. Уже сегодня жители Новосибирска, желающие самостоятельно отправлять деньги, могут получить идентификационную карту в банке «Левобережный».
В ответ на растущую кооперацию банков и торговых сетей с целью создания и продвижения комплексных финансовых продуктов создан сервис «Золотая Корона — Системы лояльности». Мы уже более года работаем непосредственно с торговыми сетями по внедрению проектов карт лояльности. За прошедший год по этому направлению нашими клиентами стали свыше 100 торгово-сервисных предприятий, которые эмитировали свыше 200 000 карт лояльности. Мало того, мы пошли дальше, как раз по пути комплексного подхода, и уже сегодня все банковские карты «Золотая Корона» стали бонусными.
В 2006 году более массовыми и доступными стали сервисы дистанционного обслуживания. Мы разработали такой упрощенный и облегченный комплексный сервис, как «SMS + Интернет-банк», на который можно подписаться в банкомате и немедленно начать использовать. Платить за мобильную связь и за ЖКХ можно прямо с телефона. Прохождение платежа можно дополнительно отследить через Интернет. Теперь, освоив простые платежные каналы, клиенту гораздо легче переходить к использованию более сложных сервисов — мобильных платежей (с размещением на sim-карте специального банковского приложения) и полнофункционального интернет-банкинга.
Многолетний опыт формирования и успешного применения технологий, используемых в банковском бизнесе, позволил нам создать эффективную транспортную платежную систему.
Впервые в России мы сделали транспортную карту действительно единой — она работает по технологии одного «электронного кошелька» для всех видов транспорта, в том числе и для метрополитена, и для коммерческих перевозчиков. Важным преимуществом является также и то, что технология является универсальной, т.е. транспортная карта «Золотая Корона» работает без привязки к конкретной платежной системе. В ближайших наших планах — запустить аналогичные проекты в нескольких российских городах.