Профессионалы рассчитываются «пластиком»

Профессионалы рассчитываются «пластиком»

27 апреля 2007, Континент Сибирь

Еще лет пять назад кредитные карты выпускались лишь немногими банками и выдавались только VIP-клиентам. Сейчас число кредитного «пластика» стремительно увеличивается, и он становится все более доступным. Картами пользуется даже та часть населения, у которой нет острой необходимости в кредитных средствах. Это объясняется тем, что условия кредитования по картам во многих банках уже существенно лучше потребкредитов.

В кредитном портфеле Новосибирского филиала Газпромбанка доля потребкредитов в 2005 году (в том числе овердрафтов) составляла 12%, в 2006-м — 6%. В местном филиале ОАО «Ханты-Мансийский банк» на начало прошлого года структура ссудного портфеля по физлицам в Новосибирске на 100% формировалась из потребкредитов, к концу года их доля сократилась до 73%. В «Сибконтакте» потребкредиты сократились с 21,35 млн до 14,4 млн рублей. Даже в Сибирском Сбербанке в 2006 году доля этих займов сократилась на 4%, хотя по-прежнему превалирует в общей структуре розничного кредитного портфеля — 72%.

Сегодня все больше банков начинает отказываться от экспресс-кредитов: такие займы не дают возможности провести качественную оценку заемщика. Влияние оказывает и стратегия торговых сетей. На волне спроса к потребкредитам они получили возможность диктовать свои условия партнерам: требовать комиссии и повышенные проценты, варьировать зоны размещения кредитных инспекторов, вмешиваться в рекламную политику.

Как результат банки все больше увлекаются кредитными картами, которые дают им возможность уйти от диктата ритейлеров.

В Новосибирском филиале Банка Москвы в 2006 году количество карт выросло более чем на 100%. В местном филиале Альфа-банка объем займов по картам в 2006 году вырос с $0,2 млн до $11,65 млн. Инвестиционный Городской Банк в 2006 году ежемесячно выдавал более 500 карт. В УРСА Банке доля карточных программ в розничном кредитном портфеле увеличилась в 6,3 раза — с 28% на 1 января 2006 года до 53% на 1 января 2007 года.

Участники рынка считают рост интереса к кредитным картам со стороны населения вполне обоснованным. Начальник отдела продаж пластиковых и стандартных продуктов филиала банка «ТРАСТ» в Новосибирске Павел Соколов объясняет рост спроса упрощением схемы и сокращением пакета документов для оформления кредитной карты. А член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции по работе с физлицами Роман Воробьев говорит еще об одной тенденции: «Сейчас все больше финансовых институтов стало обращать внимание на регионы и предлагать клиентам отвечающий их требованиям продукт. Например, многие банки снизили минимальный порог подтвержденного дохода для регионов».

Как и по другим видам займов, по кредитным картам банки постепенно смягчают условия кредитования: снижают комиссии, увеличивают сроки и максимальные лимиты. По словам начальника отдела электронного бизнеса банка «Левобережный» Максима Мадиссона, сегодня условия кредитования с помощью карт уже во многом сопоставимы с условиями выдачи классических потребительских кредитов. На рынке появляются новые продукты, что повышает привлекательность кредитного «пластика». Например, в Альфа-банке существуют кобрэнд-карты с нефинансовыми структурами: «Аэрофлот — MasterCard — Альфа-банк« и «Альфа-Банк — Cosmopolitan — Visa». А директор ДО «На Кирова» Филиала N 5440 ВТБ 24 Лилия Куземченко добавляет, что растет количество граждан, предпочитающих заранее планировать свои финансы, пользующихся кредитом осознанно, а не под влиянием эмоций.

Наиболее востребованы карты, по которым кредит можно получить на длительный срок под небольшие проценты и с обязательным наличием грейс-периода. «Кредитные карты, как правило, открываются для того, чтобы иметь некий пул свободных денежных средств. Эта категория карт самая оптимальная. Хотя, конечно, бывают и исключения, и люди планируют масштабные покупки по карте: тогда это карты категорий Gold или Platina. Но в большинстве случаев клиенты отдают приоритет средней категории кредитных карт», — констатирует Марина Кокоулина из Альфа-банка. «По нашим данным, расчетные карты с овердрафтом и кредитные карты с грейс-периодом пользуются одинаковым успехом. Первый тип карт выбирают те, кто не планирует регулярно пользоваться кредитом. Например, такие карты подходят для путешествий, когда деньги могут понадобиться неожиданно, — комментирует ситуацию Лилия Куземченко. — Карты с грейс-периодом больше подходят кредитным «профессионалам«, которые рассчитывают свои кредитные обязательства и могут экономить на процентах за счет своевременного погашения задолженности».

Впрочем, отмечают эксперты, предложение грейс-периода является своего рода приманкой: человек может вовремя за два месяца погасить один «бесплатный» заем, второй, а на третьем обстоятельства не позволят это сделать, и он начинает платить проценты. Как показывает статистика, такие прецеденты возникают у большинства карточных заемщиков. Кроме того, многие банки вводят ограничения на снятие наличных с кредитной карты.

Опрошенные «КС» банкиры отмечают, что на рынке кредитных карт уже идет ужесточение борьбы за клиента. В УРАЛСИБе наиболее жесткую конкуренцию наблюдают со стороны банков-эмитентов микропроцессорных карт системы «Золотая Корона», «которая обладает большим набором продуктов и хорошим функционалом и занимает большую долю «пластикового« рынка в Сибири». Роман Воробьев обращает внимание и на то, что многие банки вступают в альянсы, чтобы иметь возможность адресно предложить свои продукты. «Зацепить« клиента на улице через рекламу могут десятки кредитных организаций, а в случае партнерства и кобрэнда банк получает выход на группу потенциальных клиентов автоматически и эксклюзивно», — говорит он.
Как это ни парадоксально, но опрошенные «КС» участники рынка отмечают, что к росту спроса на кредитные карты лояльно относятся и магазины. «Банк заинтересован в выдаче кредита, а магазин — в продаже товара. Если покупателя устраивает стоимость товара в магазине и у него есть кредитная карта, то он оплатит товар по безналичному расчету в терминале по обслуживанию банковских карт либо снимет денежные средства в банкомате и рассчитается наличными. Только при наличии более конкурентных предложений клиент может не вернуться в данный магазин, а купить аналогичный товар в другом», — констатирует Максим Мадиссон.

«За» и «против»

НедостаткиПреимуществаНаличие платы за годовое обслуживание (от $5 до $100)Начисление процентов только на сумму и срок реального использования денежных средств, грейс-период — до 60 днейКомиссия за снятие наличныхВосстановление кредитного лимита после внесения средств на карту (револьверность)Необходимость замены карты при окончании срока ее действия (до двух лет)Сохранность денег при утере или краже карты, возможность заблокировать картуРиск мошеннических действий (особенно в неблагоприятных регионах — Турция, Юго-Восточная Азия)Карты международных платежных систем обслуживаются практически по всему мируЗависимость от инфраструктуры обслуживания карт, банкоматов, терминаловСеть обслуживания карт в Новосибирске постоянно растетСумма кредита существенно ниже, чем по автокредиту и потребительским кредитам (350–500 тыс. рублей)Конвертация при расчетах в различных валютах осуществляется автоматическиКредит предоставляется на меньший срокАвтоматизация выдачи и погашения кредитовЛюди «подсаживаются на кредитную иглу»Оформив кредитную карту один раз, не требуется повторно посещать банкБолее высокий риск относительно кредитов под залог или под поручительствоС помощью «кредитки» можно рассчитываться за товары в том магазине, в каком вам понравилось, а не в том, в котором находятся представители банковНаличие лимитов по снятию наличныхКредитом можно воспользоваться в любое время суток и в любом месте земного шараРассчитана только на безналичные покупкиПри наличии лимита невозможно потратить все деньги сразу, что часто происходит с наличнымиСложность восприятия клиентами всех условий кредитованияДает возможность формировать кредитную историю в банке и одновременно с кредитной картой оформлять другие виды потребительских кредитов

В дальнейшем количество кредитных карт будет неуклонно расти, так как в регионах спрос на «пластик» недооценен. Собеседники «КС» объясняют этот факт недостатком финансовой грамотности населения. «Людям проще взять сейчас холодильник под большие проценты, чем заранее оформить кредитку», — констатируют в Новосибирском филиале ОАО «Банк Москвы». А Лилия Куземченко отмечает, что более интенсивный рост спроса на кредитные карты в регионах Сибири сдерживает популярность зарплатных проектов и, в частности, овердрафта. «Конечно, по зарплатным проектам заемщик более ограничен суммой займа и у него отсутствует возможность получения грейс-периода, — говорит она. — Но по овердрафту он получает деньги под гораздо меньшую ставку, чем по кредитной карте, не платит за карту и комиссионные за снятие наличных, может воспользоваться деньгами в любое время». Кстати, в ряде банков проценты по овердрафту и карточному кредиту могут отличаться существенно — на 5–7%.

Тем не менее в новосибирском Альфа-банке в 2007 году планируют привлечь на данный продукт более 5000 новых клиентов. В Банке Москвы прогнозируют рост объема кредитных карт на 50–70%. «В борьбе за клиента более эффективным будет тот банк, который сможет предоставить достойный сервис по обслуживанию держателей карт, например, SMS-уведомления, дополнительные услуги по страхованию, доставку выписки по почте и т. д. А также сможет предложить наиболее выгодные условия кредитования», — комментирует руководитель службы маркетинговых коммуникаций ОАО «Инвестиционный Городской Банк» Анна Любарская. Кстати, опрошенные «КС» участники рынка не исключают, что в ближайшее время возникнут проблемы и с кредитными картами. Во время массовых рекламных кампаний кредитный «пластик» получило достаточно много людей, которые просто не умели им пользоваться, и сейчас именно эти заемщики становятся инициаторами подачи исковых заявлений в надзорные органы и суды. Не исключена вероятность и возникновения проблемы перекредитования, когда для погашения долга по одной карте человек будет использовать другую. «В единичных случаях эта проблема есть уже сейчас. Возможно, в дальнейшем ее актуальность будет увеличиваться, поскольку люди продолжают активно пользоваться потребительским кредитованием, открывают кредитные карты, — считает Максим Мадиссон. — Однако говорить о том, станет ли эта проблема в России такой же острой, как и в зарубежных странах, пока рано».

Точка зрения

Кредитные карты — это новый уровень отношений

МАКСИМ ДУБИНИН, начальник отдела прямых продаж Филиала N 5440 ВТБ 24 в Новосибирске:
— Максим Вячеславович, в последнее время говорят о тенденции расхождения интересов банков и сетей, результатом которой является рост интереса банков к кредитным картам.
— Наверное, будет корректнее описать ситуацию иначе. Банки, предлагая кредитные карты, переходят на новый уровень отношений с клиентами: более тщательный анализ заемщика, но более выгодные условия кредитования, необходимость представления дополнительных документов, но выдача кредита «на любые цели». Кредитная карта — это не разовая сделка, а своего рода возобновляемая кредитная линия, т. е. клиенту не нужно вновь и вновь обращаться в банк для получения очередного кредита. Торговые сети, наоборот, заинтересованы в быстрых кредитах на покупку предлагаемого ими товара. Получается, что интересы всегда были разными и кредитные карты не являются ни причиной, ни следствием этого процесса.
— Какова динамика условий кредитования по кредитным картам?
— Условия кредитования определяются ситуацией на рынке, макроэкономическими показателями и многими другими факторами. Из позитивных изменений последнего времени стоит отметить повышение прозрачности условий кредитования, отказ банков от так называемых скрытых комиссий. Результатом этого процесса должны стать установление на рынке справедливых тарифов и повышение доверия к банкам со стороны населения.
— В западной прессе много говорится о кризисе перекредитования владельцев «пластика», когда обязательства по одной карте перекрываются за счет открытия новой. Каковы перспективы появления аналогичных проблем на местном рынке?
— Очевидно, здесь спутаны два разных явления. Первое — это рефинансирование, т. е. погашение старого кредита за счет нового. Второе — проблема избыточных кредитов, выдача банками такого количества кредитов, которое население не в состоянии обслуживать.
Рефинансирование для карточных кредитов не так актуально, как, например, для ипотечных, из-за ряда особенностей. Во-первых, условия обслуживания кредитных карт могут меняться вслед за конъюнктурой рынка. Во-вторых, если вас не устраивают условия в одном банке, никто не мешает вам получить кредитную карту в другом.
Что касается перенасыщения населения кредитами, то практически все эксперты единодушны во мнении, что в ближайшие несколько лет эта проблема не актуальна ни для местного рынка, ни для России в целом. В дальнейшем определенную роль в решении вопроса должны сыграть бюро кредитных историй, позволяющие банкам получать информацию не только о недобросовестных заемщиках, но и о совокупной долговой нагрузке клиента.
— Каковы прогнозы развития ситуации по спросу на кредитные карты в регионах?
— Будет разумно ожидать дальнейшего роста популярности кредитных карт, но не следует полностью списывать со счетов и потребительское кредитование. Несмотря на схожесть, каждый из этих банковских продуктов имеет свои особенности, своего потребителя, а значит, и свою нишу на рынке.

Юлия ДАНИЛОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru