Праздник как элемент корпоративной культуры
13 июля 2007
Офис-лайф
Лето — особое время для отделов по работе с персоналом. Именно сейчас самое благоприятное время для корпоративных выездов на природу, которые должны запомниться на весь оставшийся год. Но успешное строительство корпоративной культуры возможно только при добровольном посещении подобных мероприятий всеми сотрудниками. По мнению руководителя компании «Монро» ОЛЕГА МАСЛОВА, очень важно, чтобы идея исходила от первого лица компании.
— Расскажите, как в вашей компании сложились традиции корпоративного отдыха?
— Традиция корпоративного отдыха зародилась, когда компания еще не вышла за пределы Новокузнецка. Новый год, День торговли отмечали с первых лет существования компании. Мы всегда уделяли этому много внимания. Сначала собирались человек по двадцать, потом по сорок. Первые совместные праздники проходили душевно — собираться в тесном кругу было интереснее. Тогда мне удавалось заниматься организацией самому — это важно для установления комфортной атмосферы. Видя мой положительный настрой, народ раскрывался. Но компания разрасталась, и лет семь назад мы начали снимать большие помещения, где собиралось человек по двести. Тогда для людей было здорово и необычно отмечать праздник в зале одной из популярных дискотек. В принципе, в 1999–2000 годах было непривычно откупать залы для корпоративных мероприятий. Все проходило на позитиве, как положено, с салютом в финале. Принцип всегда был такой, что номера делали своими силами, не приглашали артистов или агентства. Это всегда была инициатива самих людей. Розница традиционно была местом работы активных людей, молодежь хотела отличиться, показать лучший номер. Доходило до того, что девчонки ставили танцевальные номера под руководством профессиональных танцоров, самодеятельность выходила на высокий уровень. Я до сих пор помню самые яркие номера. Творчества и драйва хватало.
— Что изменилось, когда переехали в Новосибирск?
— Я уже не так часто мог приезжать на мероприятия в Новокузнецк, а в Новосибирске нашего участия в корпоративном досуге стало меньше, магазины быстро открывались, много дел — было не до отдыха, и корпоративные мероприятия стали скорее формальными. Сейчас компания выделяет деньги из расчета на одного сотрудника, и директора филиалов могут принимать решение о том, как и где праздновать. Управляющая компания несколько дистанцировалась от этого. В каждом филиале праздники проходят по-разному, где-то это действительно дни, которых ждут, а где-то мероприятия для галочки. Мне кажется, в корпоративном отдыхе главное — душевная атмосфера и искреннее ощущение коллектива.
Есть еще некое разделение — розница и управляющая компания. В большой компании нелегко объединить всех, провести праздник «без галстуков», делая вид, что все равны. Это только лозунги. Когда идет братание на вечеринке, а через неделю человека вызывают на ковер, не вспоминаются отношения в неформальной обстановке, и это вызывает у людей непонимание. В больших компаниях корпоративный отдых выстраивается по-другому.
— Вы хотите сказать, что нужно отделять коллектив управляющей компании от розничной торговли?
— На мой взгляд — да, или уделять организации этих встреч гораздо больше внимания, времени и денег. И комбинация мероприятий — совместных и раздельных — была бы лучшим вариантом.
— Как все-таки гармонично вписать в одно мероприятие рядовой персонал и руководство, чтобы всем было комфортно?
— Думаю, здесь многое зависит от отношений внутри компании и принятого стиля руководства. Если главный руководитель сердитый, соответствующая атмосфера сложится и на вечеринке. Я на отдыхе, как правило, быстро забываю о работе и расслабляюсь. Народ понимает, что на праздниках я не смешиваю работу с отдыхом, мы стараемся не говорить о ней.
— Наверное, поводом собрать большую компанию могла бы стать круглая дата, скажем, юбилей?
— На десятилетие мы собирали представителей разных филиалов на пляже «Бумеранг». Собралось, наверное, человек 350. Было классно! Один женский регби чего стоил. Раньше, лет пять-шесть назад, мы устраивали футбол для мужчин, а потом девчонки предложили поиграть в регби. Я был судьей и видел, как эмоции били через край. Приходилось даже останавливать игру, убеждать играть по правилам. Девчонки на полном серьезе бились за победу. Потом об этом долго вспоминали в каждом филиале.
Надо признать, что сейчас усилилась текучесть кадров, люди часто меняют работу, особенно продавцы, теряется костяк коллектива. Проходит год, а треть коллектива уже состоит из новеньких. Стирается ощущение корпоративного духа. К тому же у нас неритмичная работа — то ее очень много, то мало, и проверкой на прочность становятся напряженные периоды.
— Какие сезоны для вас традиционно самые горячие?
— С сентября по декабрь и с марта по июнь. В это время приходится нелегко. Физически тяжело, не все выдерживают нагрузки.
— Отдых как поощрение после напряженного сезона устраиваете? Или, например, отдых в подарок магазину, перевыполнившему план?
— Нет, да и жестких планов, как при социализме, мы не используем. Наша цель — в первую очередь правильно сформировать штат, грамотно составить график работы. Погода сейчас так меняется, что ставить планы и пытаться выполнить их любым способом нереально. Глупо добиваться того, чего ты не можешь реально добиться.
— При такой напряженной работе отдых должен быть расслабляющим или активным?
— Думаю, нужно совмещать. Это зависит в том числе и от времени года. Зимой, например, сложно куда-то выехать с такой большой компанией, как наша. А летом лучший вариант — активно отдыхать на природе. Многое зависит и от того, кто занимается организацией. Если есть группа людей, заинтересованных в этом, которые разработают программу, придумают игры, то, конечно, лучше проводить отдых на природе. Если инициаторов нет, то можно просто провести это время в боулинге.
— Сколько праздников удается провести за год?
— Два дня стабильно — Новый год и День торговли. Года два назад мы с офисом часто выезжали в этот день на «Бумеранг», «Неоком», брали катер. Бывало, ходили в ночной клуб.
— Не рассматриваете отдых за городом — например, Алтай?
— С офисом мы ездили в Горную Шорию кататься на лыжах. На Алтай ехать далековато. Сейчас в компании проходят внутренние изменения, есть много дел, которые нельзя бросать. К тому же лето — период отпусков, и на многих сотрудников ложится двойная нагрузка. Поэтому летом сложно оторваться от работы на несколько дней, а чтобы хорошо время провести на том же Алтае, нужно дня четыре.
— А есть ли пока не воплощенная, но интересная идея корпоративного отдыха?
— Можно было бы взять вертолет и рвануть на Алтай. Собрать основных партнеров, поставщиков. Возможно, мы придумаем что-то такое, когда откроем сотый магазин. Это событие значительное, и, скорее всего, это случится уже в нынешнем году.
Прямая речь
Как в вашей компании сотрудники общаются вне офиса?
АНДРЕЙ БАКИН, первый заместитель председателя совета директоров группы компаний «Сибирский аграрный холдинг»:
— Каждое лето сотрудники САХО из высшего и среднего управленческих звеньев ездят в совместный тур в какой-нибудь живописный регион нашей страны. В прошлом году это была Камчатка, в нынешнем — плато Путорана. Речь идет о достаточно экстремальных поездках на дикую природу, поэтому до сих пор в такие туры у нас ездили только мужчины. Этим летом мы впервые организуем корпоративный тур и для женщин-управленцев. Правда, у них он будет менее экстремальным — прекрасная половина управленческого звена САХО поедет отдыхать на Алтай. Такие поездки дают возможность пообщаться в неформальной среде с теми, кого ты, возможно, видишь каждый день, а просто поговорить на отвлеченные темы с ними можно лишь раз в год. А неформальное общение — особенно в уникальной атмосфере сплава — играет огромную роль в укреплении отношений между людьми, в сплочении управленческой команды. По традиции в июле мы проводим Открытый чемпионат по мини-футболу для работников сельскохозяйственных предприятий, в том числе и для наших хозяйств. В нынешнем году мы решили использовать возможности лета еще и для того, чтобы сотрудники САХО могли более полноценно отметить День рождения компании. Официальная дата образования холдинга 1 июня, но организовать большой праздник в этот день никак не получалось: у работников сельскохозяйственного направления в это время заканчивается посевная, у химического направления — сезон продаж. Решили отметить День САХО в середине августа, когда уже будет завершена подготовка к уборке урожая. Лето в Сибири короткое, и хотелось бы, чтобы для наших сотрудников оно было насыщено яркими запоминающимися событиями.
ВИКТОР МАХАНЬКОВ, начальник Управления организационной и кадровой работы Банка «Левобережный»:
— Кадровая политика банка нацелена на стимулирование профессионального роста и раскрытие потенциала работников. Конечно, атмосфера творчества, взаимопонимания и дух здорового соперничества стимулируют специалистов профессионально развиваться. Регулярные выезды сотрудников на базы отдыха во многом способствуют этому. Ежегодно мы проводим корпоративные мероприятия в санатории «Сосновка», а в ближайшее время собираемся на рыбалку на одно из озер в Новосибирской области. Организуя корпоративный отдых сотрудников, руководство нашего банка преследует несколько целей — создать успешную команду профессионалов, сформировать единое понимание общих целей и задач банка, повысить эффективность работы участников за счет развития навыков сотрудничества и взаимопомощи. Кроме того, корпоративный отдых это способ установить комфортный социально-психологический климат внутри коллектива.
Лето, например, можно использовать для коллективных выездов на природу, а также для проведения классических обучающих семинаров и тренингов. Такие мероприятия дают сотрудникам компании хорошую возможность получить знания и в безопасных «лабораторных» условиях попробовать себя в разных командных ролях. Сплочение коллектива банка происходит во время коллективных игр (пляжного баскетбола, футбола, эстафет и т. д.). Такой отдых люди вспоминают годами. Еще один плюс корпоративного отдыха на свежем воздухе — выезд сотрудников на пикник на берег реки, на рыбалку или в лес за грибами не требует больших финансовых затрат.
ГАЛИНА ФИРСОВА, пресс-секретарь ОАО «Белон»:
— В нашей компании два типа выездных корпоративных мероприятий — спартакиады и стратегические сессии. В спортивных мероприятиях особенно выражено такое понятие корпоративной культуры, как team building, когда люди имеют возможность почувствовать командный дух, единение всех сотрудников. В сессиях же важным становится обмен информацией между ключевыми специалистами компании, когда перспективы развития компании обсуждаются в неформальной обстановке. Поскольку наша компания большая, то в первую очередь такие встречи дают сотрудникам возможность узнать, какие стратегические задачи стоят перед компанией, что сейчас актуально для ее развития.
Учитывая, что офис «Белона» находится в Новосибирске, а производственные предприятия Группы расположены в Белове, нам важно встречаться, общаться и понимать друг друга, чтобы эффективно работать и добиваться поставленных компанией целей. Создавая непринужденную атмосферу, в которой люди открыто общаются, мы не только укрепляем корпоративную культуру, но и помогаем развитию компании в целом.
Светлана ВАСИЛЕНКО