Ипотека «на вынос»

20 июля 2007, Континент Сибирь

В последнее время в Сибири все более популярными становятся ипотечные центры. Обращаясь к их услугам, заемщик может сэкономить порядка 0,5% от стоимости квартиры, даже при средней цене в 3 млн рублей такая скидка будет равна 150 тысячам. Тем не менее даже сами банкиры все еще расходятся в оценках, что же из себя должен представлять ипотечный центр. А некоторые участники рынка заявляют, что настоящих центров в Сибири пока вообще нет.

Сегодня формат ипотечного центра в Сибири представляют все крупные банки, активно развивающие жилищное кредитование, среди них Альфа-банк, ВТБ-24, «Сибконтакт», Собинбанк, банк «Левобережный», УРСА Банк, Сибирский банк Сбербанка России и другие. «Ипотечные центры как отдельные площадки для продажи кредитов на покупку жилья уже не являются экзотикой», — комментирует ситуацию заместитель генерального директора Новосибирского Муниципального банка Евгений Меняйлов. По мнению регионального директора DeltaCredit в Новосибирске Александра Горбушина, сам формат ипотечной сделки располагает к созданию отдельных центров. «Связано это с тем, что проведение ипотечной сделки существенно отличается от обычного банковского обслуживания, которое в основном предполагает общение клиента и сотрудника банка тет-а-тет, — объясняет Александр Горбушин. — В ипотечной сделке участвует несколько сторон: клиент (заемщик), банк, продавец квартиры, риэлтеры, страховая компания, оценщик. Соответственно, возникают особые требования к организации внутреннего пространства офиса и набору предоставляемых услуг для максимального удовлетворения запросов всех участников сделки».

В центрах заемщики могут получить сниженную на пару процентов ставку по ипотечному кредиту, бесплатное оформление документов или даже экономию порядка 0,5% от стоимости квартиры за счет снижения вознаграждения агентству недвижимости. «В ипотечном центре возможно уменьшение расходов по сделке за счет бесплатного консультирования заемщиков по условиям ипотечных программ, скидок со стороны агентств недвижимости, страховых и оценочных компаний, которые сотрудничают с финансовыми структурами и предоставляют свои услуги на банковских площадках», — подтверждает начальник дополнительного офиса «Зеленые купола» ОАО «УРСА Банк» (специализирующегося на ипотечном кредитовании) Василий Ульянов.

Для банка создание ипотечного центра иногда становится более выгодным расширением сети, чем открытие универсального отделения или допофиса. «Если обычно «моноспециализация« офиса может привести к недостаточной загруженности его сотрудников в период сезонного падения спроса на тот или иной вид банковского продукта, то по ипотечным центрам такой ситуации не наблюдается, — констатирует управляющий кемеровским филиалом Собинбанка Валерий Ермилов. — Ипотека радует объемами заключенных сделок, которые увеличиваются независимо от времени года».

Интересно, что банкиры расходятся в оценках тех сервисов и услуг, которые должны присутствовать в ипотечных центрах. «Считаю, что нет необходимости работать в ипотечном центре страховым агентам. Если у клиента возникнут вопросы, то сотрудник банка сообщит об этом в страховую компанию, и агент приедет на встречу в удобное для клиента время», — говорит заместитель начальника отдела ипотечного кредитования Банка «Левобережный» Евгения Гречихина.

Другие участники рынка придерживаются обратного мнения. «Ипотечные центры должны предоставлять все сервисы, связанные с покупкой квартиры, — считает Александр Горбушин. — Это подбор наиболее приемлемого варианта, предоставление информации по кредитным программам, оказание помощи в проведении самой сделки и консультации по различным вопросам, связанным с недвижимостью. Клиенты устают от того, что в процедуре оформления ипотечного кредита принимает участие большой круг контрагентов. Поэтому они с удовольствием пойдут туда, где им окажут весь спектр необходимых услуг в одном месте. Пока таких комплексных ипотечных центров в регионе нет. Хотя тенденция развития в этом направлении существует».

В итоге само понятие ипотечного центра в регионах Сибири сегодня достаточно условно. К примеру, под ипотечными центрами часть участников рынка понимает выделенную в банке «отдельную площадку», специализирующуюся на ипотечном кредитовании, где находятся оценщики и страховщики. Такие центры являются наиболее распространенными. «При такой форме в одном месте собраны специалисты, непосредственно занимающиеся вопросами ипотечного кредитования, — объясняет Евгения Гречихина. — Именно здесь клиенты получают полную консультацию высококвалифицированных специалистов, оформляют все необходимые документы — заключают договоры с оценочной и страховой компаниями, кредитный договор. В банке клиент сразу оплачивает услуги компании-оценщика и страховой взнос».

«Даже минимальная форма ипотечного центра, когда он реализован на базе одного банка, уже очень удобна для потребителя, — отмечает Валерий Ермилов. — Это место, в которое можно прийти для получения ипотечного кредита, где сотрудники настроены на более полное и быстрое информирование клиента по ипотечным продуктам, чем в универсальных отделениях банка».

Вторая разновидность ипотечных центров — те, где банковские услуги представлены наряду с риэлтерскими. Такой формат в последнее время активно развивает УРСА Банк, сотрудничая с несколькими агентствами недвижимости. «Ипотечные центры такого вида очень похожи по своим функциям на ипотечных брокеров. В этом случае клиент может делегировать ипотечному брокеру-риэлтеру подбор оптимальной ипотечной программы, cбор и подготовку документов, а также подачу заявления на кредит в банк, — рассказывает руководитель кредитно-кассового офиса в Новосибирске ООО «Городской ипотечный банк« Юлия Уваренко. — Обращение клиента к сертифицированному брокеру позволяет ему получить льготу в виде отсутствия комиссии за рассмотрение заявки».

Одно из главных преимуществ для заемщика при обращении в ипотечный центр, работающий с агентством недвижимости, — экономия времени. Когда стоимость квартир быстро растет, это очень важно.

Эксперты говорят и о недостатках ипотечных центров. «Часто возникают проблемы, обусловленные недостаточной подготовкой персонала, который не способен грамотно проконсультировать потенциального клиента, — говорит аналитик ИК «ФИНАМ« Владимир Сергиевский. — Кроме того, партнерство с агентствами недвижимости несет риск завышения цены квартиры, т. к. риэлтеры, живущие на процент от сделок, стараются продать актив как можно дороже».

Самым «продвинутым» и пока недосягаемым для Сибири форматом является центр, в котором клиент может выбрать кредитные предложения разных банков. «Идея ипотечного центра должна быть такой — человек пришел в одно место и решил все вопросы, связанные с приобретением квартиры по ипотеке. Но такого не бывает, — иронизирует региональный директор банка «КИТ Финанс« в Новосибирске Александр Сабаев. — При нынешней системе в России и недостаточной развитости рынка ипотеки такая многофункциональность невозможна. Хотя я не исключаю, что в ближайшие полтора-два года ипотечный рынок придет к тому, что заемщики смогут обращаться в место, где будут совмещены спрос и предложение, а банки будут как на аукционе предлагать клиентам самые выгодные условия».

Эксперты и участники рынка в один голос отмечают перспективность создания ипотечных центров. «Безусловно, интерес населения к получению займов для покупки квартиры в ипотечных центрах растет. Мы наблюдаем стабильную положительную динамику в течение всего полугодия. Во II квартале 2007 года объем сделок в ипотечных центрах банка увеличился в два раза по сравнению с первыми тремя месяцами 2007 года», — рассказывает Евгения Гречихина.

Банкиры также отмечают и то, что создание ипотечного центра — один из способов успешно конкурировать на рынке. «Ситуация на рынке вынуждает банки создавать спецплощадки по продаже жилищных кредитов для того, чтобы удержаться «на плаву«. А для крупных столичных и зарубежных игроков приход в регионы путем создания центра — метод хотя и достаточно затратный, но действенный, особенно когда речь идет о территориях со слабо развитым ипотечным рынком, где не хватает обученных специалистов, инфраструктуры и т. д.», — отмечает Евгений Меняйлов.

Виктория АНТОНОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru