В банк по Интернету
21 сентября 2007
Сегодня возможность управлять своим счетом через Интернет, или интернет-банкинг, привлекает все больше клиентов. Экономия на услугах, которые можно совершать через Всемирную паутину, может составить порядка 50%, возможно, именно поэтому спрос на интернет-банкинг увеличивается с каждым годом. В некоторых новосибирских филиалах кредитных организаций дистанционным банковским обслуживанием (ДБО) уже пользуются порядка 60–65% клиентов.
Популярность интернет-банкинга обусловлена его выгодностью для обоих участников этого процесса. «Банк экономит на сотрудниках и квадратных метрах офиса, которые они могли бы занимать, если бы все операции совершались в самом банке. Поэтому платежи через Интернет могут обойтись клиентам в два раза дешевле, к примеру, чем если бы они отправляли денежные переводы в офисе банка», — объясняет начальник отдела электронного бизнеса банка «Левобережный» Максим Мадиссон.
Кроме того, список услуг, которые можно осуществить с помощью глобальной Сети, постоянно расширяется. «С помощью интернет-банкинга клиенты могут покупать и продавать валюту по более выгодному курсу, чем если бы они пришли в обменные пункты осуществлять денежные переводы и перечислять средства со счета на счет, а также оплачивать любые счета, управлять движением средств на банковских картах, погашать потребительские кредиты», — рассказывает управляющий Новосибирского филиала АКБ «Промсвязьбанк» Мария Плаксина.
Другие банкиры также добавляют, что с помощью Интернета их клиенты могут приобретать и продавать паи ПИФов, смотреть детализированную выписку по счету, оплачивать услуги интернет-провайдеров, коммерческого ТВ («НТВ-Плюс», «Космос ТВ»), получать информацию по кредитам и депозитам.
«Для клиентов интернет-банкинг — это в первую очередь удобство и оперативность обработки платежных документов. Наличие сервисов, недоступных при работе с бумажными документами, например, получение в любой момент выписки по счету, возможность быстро исправить неправильно оформленный платежный документ«, — добавляет Мария Плаксина.
В настоящее время интернет-банкинг есть почти в каждом банке, однако доля его распространения различна. В Новосибирском филиале Банка Москвы сегодня 60–65% клиентов (юридических лиц) управляют своими счетами из офиса (через системы ДБО «Клиент-Банк» и «Интернет Клиент-Банк»). «Особенно активно клиенты начали подключаться к этим системам с осени прошлого года, когда в соответствии со стратегией Банка Москвы, направленной на расширение дистанционных форм обслуживания клиентов, была отменена абонентская плата за использование этих систем, — констатирует главный специалист отдела автоматизации, программного обеспечения и телекоммуникаций Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Михаил Ясенев. — Интернет-банкингом в чистом виде (то есть системой «Интернет Клиент-Банк«) пользуются примерно 20% из озвученных выше 60–65%, но этот процент постоянно растет». «Сейчас физических лиц — пользователей систем интернет-банкинга по всей филиальной сети Промсвязьбанка — более 23 тысяч, юридических — более 20 тысяч, то есть по сути 75%. На Сибирь приходится около 5% всех пользователей — частных лиц и несколько тысяч юрлиц», — рассказывает Мария Плаксина.
Системы интернет-банкинга в разных финансовых организациях достаточно похожи по своим возможностям. Как правило, подключиться к ним можно либо на сайтах банков, либо подписав бесплатный договор на обслуживание. Этого достаточно, чтобы контролировать состояние своего счета. Если же клиент хочет совершать активные операции, то для этого обычно требуется электронно-цифровая подпись или набор паролей, которые в некоторых банках выдают вместе с получением пластиковой карты. Причем подключение и пользование интернет-банкингом бесплатно, и для этого не требуется специального программного обеспечения — нужно только быть клиентом банка и иметь выход в Интернет.
«В основном интернет-банкингом пользуются клиенты, имеющие текущие счета, в меньшей степени — клиенты, имеющие кредитные и депозитные продукты, — рассказывает директор по розничному бизнесу Новосибирского филиала Альфа-Банка Марина Кокоулина. — Если разделять на возрастные группы, то наиболее активные пользователи «Интернет-Банком» клиенты 24–44 лет, причем как мужчины, так и женщины«. «Интернет-банкингом пользуется в основном молодежь, это в первую очередь связано с тем, что люди старшего возраста не так активно работают с Интернетом», — комментирует ситуацию Максим Мадиссон. В Банке Москвы отмечают, что интернет-банкингом активно пользуются и VIP-клиенты, которые очень дорожат своим временем.
Однако некоторые банкиры заявили корреспонденту «КС», что для самих банков развитие этого направления не является приоритетным. «Конечно, банкам выгоднее развивать кредитование, чем интернет-банкинг, который является всего лишь дополнительной услугой», — говорит один из участников рынка. К тому же установка интернет-банкинга, несмотря на его возможности, все же не так уж дешево обходится банкам. Стоимость разработки такой услуги может варьироваться в пределах нескольких десятков тысяч долларов.
"Внедрение подобных услуг действительно дорого, — говорит член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции по работе с физическими лицами Роман Воробьев. — Но, безусловно, каждый банк сам для себя решает, развивать это направление или нет. Как нам кажется, для универсального банка — это достаточно важный пакет услуг. Для многих клиентов Райффайзенбанка — это необходимые дополнительные услуги, которыми они активно пользуются, и мы идем навстречу и планируем развивать данное направление".
Эксперты говорят, что интернет-банкинг в регионах не так хорошо распространен и из-за того, что многие клиенты скептически относятся к его использованию. Директор по ИТ РД Сибирь и Дальний Восток ОАО «Вимм-Билль-Данн» Константин Баленко рассказывает, что интернет-банкингом «в чистом виде» не пользуется: «Мне услуги, связанные с удаленными операциями со своим счетом в наших банках, пока представляются очень «сырыми«. Хотя все мои знакомые, которые живут за границей, пользуются интернет-банкингом на каждом шагу».
А генеральный директор ОАО «Харменс» Юрий Верещагин говорит, что их компания совершает через Интернет все виды платежей, в том числе и по обслуживанию кредитов: «Благодаря этому мы экономим много времени: не нужно посылать водителя с кассиром в банк, печатать на принтере платежки, особенно когда их может быть 15–20 штук, да еще и в нескольких экземплярах. Платежи в электронном виде идут значительно быстрее. Как правило, партнеры видят деньги на следующий день или даже в тот же день вечером. Программное обеспечение позволяет не только быстро подготовить платежные документы, но и автоматически проверить платежку на наличие ошибок в номерах счетов по базе данных контрагентов. Польза от виртуального банкинга видна, особенно когда у вас счета в нескольких банках».
Однако господин Верещагин отмечает и неудобство дистанционного управления — возможное отключение связи. «Но качество интернет-связи постоянно улучшается, и за последнее время я не припомню таких случаев», — считает Юрий Верещагин.
Банкиры также отмечают, что часть клиентов не хочет пользоваться Всемирной сетью при оплате платежей и просмотре банковских счетов, так как считают, что в Интернете их деньги гораздо легче украсть. Однако эксперты уверяют, что при соблюдении всех правил предосторожности ничего подобного не может случиться. «Мошенничество в сфере интернет-банкинга, или фишинг, при соблюдении рекомендаций банка почти невозможно, — рассказывает Роман Воробьев. — Клиенты надежно защищены, так как банки постоянно совершенствуют системы защиты от недоброжелателей в этой сфере оказания услуг». Для того чтобы избежать краж через Интернет, по мнению банкиров, нужно никогда не высылать свой пароль по электронной почте. «Основные угрозы идут изнутри — небрежное хранение ключей, бумажка под стеклом на столе с записанным паролем и т. д. Можно посоветовать опасающимся и сомневающимся лишь одно — внимательно читайте и, главное, выполняйте рекомендации банка по информационной безопасности при использовании систем ДБО, — предупреждает Михаил Ясенев. — Тщательное выполнение рекомендаций банка защитит и от внешних угроз. Перехватить, расшифровать, подменить команды системы крайне сложно».
«Пока интерент-банкинг для российских регионов является только бонусом к основным услугам. Дело в том, что степень охвата россиян Интернетом пока невелика — реально значительно ниже объявленных 10%. Кроме того, среди тех, кто регулярно бывает в сети, большинство составляют молодежь и домохозяйки, малоинтересные в качестве клиентов банкам, да и сами этими услугами зачастую мало интересующиеся, — комментирует ситуацию аналитик ИК «ФИНАМ« Владимир Сергиевский. — Но постепенно население к интернет-банкингу привыкнет, и он станет обязательным для любого нормального банка».
Большинство экспертов и участников рынка сходится во мнении, что интернет-банкингом совсем скоро будут пользоваться почти все банковские клиенты. «Дистанционные каналы работы с личным счетом — это будущее всех банков», — утверждает Марина Кокоулина.
Виктория АНТОНОВА