Особенности перевода

Особенности перевода

12 октября 2007, Континент Сибирь

Рынок денежных переводов растет благодаря гастарбайтерам

За год объем денежных переводов из Сибири увеличился на 82%, а в Сибирь — на 51%. Эти темпы прироста, по мнению участников рынка, сохранятся и в ближайшие годы. Однако эксперты не исключают, что в перспективе «виртуальные» системы переводов могут оставить традиционные «вне игры».

Стабильный рост

Сегодня, по данным Ассоциации российских банков (АРБ), перевод денег является самой востребованной услугой банковского рынка для физлиц после оплаты коммунальных услуг. Ею пользуются около 30% российского населения. По данным Международной системы денежных переводов и платежей CONTACT, только за последний год общий объем переводов из Сибири увеличился на 82%, а в Сибирь — на 51%. Для сравнения: в среднем по России прирост рынка денежных переводов в 2007 году по сравнению с 2006-м составил порядка 50%.

Эксперты объясняют это тем, что в Сибирь сейчас идет активная миграция, в том числе из близлежащих стран СНГ. В системе денежных переводов «Аллюр» говорят о том, что баланс входящих и исходящих переводов в рублях по Сибири примерно одинаков, но отмечают тенденцию превалирования исходящих переводов в иностранной валюте. Их количество и объем более чем в 10 раз превышает объем выдаваемых. Собеседники «КС» связывают это с тем, что приехавшие на заработки клиенты денежных систем предпочитают отправлять переводы в валюте.

По мнению директора блока денежных переводов ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек» (переводы под брэндом «Аллюр», продвигаемые РОСБАНКом) Вадима Парнаса, наиболее активно с системами денежных переводов в Сибири работают клиенты в Красноярском крае, Туве, Новосибирской области и в Хакасии. «В этих регионах ежемесячно осуществляется несколько тысяч транзакций, — рассказывает Вадим Парнас. — Причем если в Красноярске количество отправленных и выданных переводов практически равно, то, к примеру, в Новосибирске выдается в три раза больше переводов, чем отправляется, а в Туве наоборот — отправляется в три раза больше переводов, чем выдается».

Большинство опрошенных «КС» участников рынка отмечают, что основная доля средств из Сибири перетекает в страны СНГ. Начальник Управления продаж и маркетинга ОАО «КБ «ЮНИСТРИМ» Дмитрий Ермаков фиксирует, что в их системе среди стран-получателей лидируют Закавказье, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В Связь-Банке основными получателями переводов через систему BLIZKO являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан и Украина.

Основная масса пользователей услуги — трудовые мигранты, которые переправляют заработанные в нашей стране деньги своим родственникам (50–60%). Значительную часть клиентов платежных систем составляют родители, чьи дети учатся в Сибири; а также бизнесмены, находящиеся в длительных командировках, и туристы.

Основной тенденцией как на российском, так и на сибирском рынке денежных переводов участники рынка по-прежнему называют увеличение его объемов. «Это объясняется ростом миграции, легализацией мигрантов и их заинтересованностью в нормальных банковских услугах, а также увеличением их доходов, — комментирует ситуацию заместитель председателя правления АКБ «РУССЛАВБАНК« (ЗАО) Сергей Блудов. — Сибирь притягивает к себе новые производства, рабочую силу из других регионов. Наличие здесь мощной банковской инфраструктуры позволяет прогнозировать дальнейшее развитие рынка денежных переводов в этом регионе».

Опрошенные «КС» участники рынка также говорят об увеличении средней суммы денежного перевода. По данным ЦБ, средний перевод из России составляет сейчас $512 ($417 в первом квартале прошлого года), а средняя сумма перевода в Россию — $488 (против $411 в первом квартале прошлого года). Тенденция увеличения средней суммы перевода в полной мере характерна и для Сибири. По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Владимира Сергиевского, это связано с законодательным увеличением лимитов перевода средств родственникам, а также с общим ростом доходов населения и ослаблением курса доллара. «То есть зарплата в рублях у россиян стала выше, а если ее переконвертировать в валюту, то можно получить больше долларов, чем в прошлом году», — объясняет господин Сергиевский.

Эксперты также фиксируют завершение этапа снижения стоимости услуг. Раньше тарифы на денежные переводы снижались на 15–20% в год. Однако сейчас их величина достигла минимальной планки. «Тенденция к снижению, по-видимому, себя исчерпала, — считает исполнительный директор системы денежных переводов BLIZKO ОАО «АКБ «Связь-Банк« Анна Городничева. — Иностранные системы в значительной мере уже снизили тарифы, а ряд российских систем работает по минимальному уровню рентабельности».

На сегодняшний день минимальная плата за перевод составляет 0,5%. В целом по рынку Сибири стоимость услуги варьируется от 0,5% до 4%. А у некоторых систем есть фиксированная стоимость переводов. К примеру, $3 за перевод суммы до $100.
Скорость денежных переводов также возросла. На рынке Сибири сейчас существует достаточно платежных систем, пользуясь которыми можно отправить «мгновенный» перевод. Однако не всем удается улучшить свой сервис. «Запуск системы денежных переводов «КиберДеньги« в конце 2004 года и снижение тарифов на международные денежные переводы существенно улучшили сервис Почты России, но все равно оперативность данной услуги остается достаточно низкой», — отмечает Дмитрий Ермаков.

Рынок поделен?

Сегодня на сибирском рынке присутствует около двух десятков систем денежных переводов. Дмитрий Ермаков констатирует, что основным игроком рынка денежных переводов как по стране в целом, так и по Сибири по-прежнему остается Почта России. Ее главное преимущество — разветвленная сеть пунктов в РФ (более 42 тыс. отделений) и странах СНГ. На ее долю приходится более 40% всех денежных переводов без открытия банковского счета. «Главные недостатки перевода денег по почте — высокая комиссия и небольшая скорость», — отмечает господин Ермаков.

На втором месте — Сберегательный банк РФ, также имеющий разветвленную сеть офисов и филиалов. До последнего времени для перевода средств через Сбербанк получателю было необходимо открыть счет, но в феврале 2006 года банк запустил собственную систему трансфертов под названием «Блиц». Это позволило ему занять значительную долю рынка трансфертов без открытия счета.

По данным ИК «ФИНАМ», в целом по России на этих двух игроков приходится порядка 60% рынка. Причем в регионах их доля еще выше — от 80% до 90%.

Сильные позиции на российском и сибирском финансовых рынках, по мнению экспертов, имеет и Western Union (количество точек обслуживания в России — 2500). Она была первой системой экспресс-переводов, появившейся в России в 1992 году. Western Union пользуются множество федеральных банков, а также кредитные учреждения СНГ. В некоторых странах бывшего СССР Western Union до сих пор практически единственная система денежных переводов. «Благодаря этому она пользуется большой популярностью не только в сегменте валютных трансфертов из дальнего зарубежья в Россию, но и из России в СНГ», — констатирует господин Ермаков.

Помимо Western Union, в регионах пользуются спросом и другие международные системы, такие как MoneyGram и Travelax. По словам начальника отдела розничных услуг банка «Левобережный» Юлии Бабиной, эти системы лидируют с точки зрения сервиса и реальных возможностей для осуществления переводов по всему миру.

Эксперты также фиксируют усиление позиций новых систем денежных переводов из России и стран СНГ. Наиболее известные — Anelik, Contact, InterExpress, PrivatMoney, UNIStream, «Быстрая Почта», «Гута Спринт», «Азия Экспресс Contact« (Русславбанк), «STB-Экспресс» (РОСБАНК), «Быстрые деньги» (ИМПЭКСБАНК), Migom (Европейский Трастовый Банк). Однако их рынок ограничен рублевыми переводами в страны СНГ. «Желающим отправить денежный перевод сейчас есть из чего выбрать. Главное — соотнести свои потребности с географией каждой системы, сервисом, скоростью передачи денег и тарифами», — говорит Юлия Бабина.

Полное самообслуживание

Участники рынка считают, что в ближайшие годы объем денежных переводов и весь сегмент этого рынка будут расти. По их предположению, темпы роста будут сохраняться примерно на уровне 50% в год.

«Рынок Сибири, как и общий рынок переводов СНГ, будет активно развиваться вместе с интеграционными межгосударственными проектами, развитием экономики в России, процессами миграции населения и, главное, с повышением доверия населения к банковской системе», — уверен Вадим Парнас.

По мнению директора департамента комиссионных продаж ИМПЭКСБАНКа Алексея Абрамейцева, рынок денежных переводов в России, и в частности, в Сибирском регионе будет расти теми же темпами (50–70% в год) примерно до 2010 года.
При этом некоторые эксперты склонны полагать, что системы денежных переводов будут в большей степени конкурировать не на ценовом уровне, а на сервисном.

«С одной стороны, у клиентов банков — большой простор для выбора системы денежных переводов, которая будет удовлетворять именно его потребности, с другой стороны — основные участники рынка денежных переводов предлагают сравнительно одинаковые условия: стоимость, время отправки перевода и т. д., и зачастую клиенту неважно, какой системой воспользоваться. Для привлечения клиентов к определенной системе денежных переводов уже требуется нечто особенное», — соглашается Юлия Бабина.

Отдельные системы переводов считают, что привлекут к себе клиентов бесплатными сервисами. К примеру, в Связь-Банке (BLIZKO) такими услугами являются передача вместе с переводом сообщения получателю; уведомление на e-mail получателя об отправке перевода.

Некоторые из систем денежных переводов сейчас работают над тем, чтобы сделать отправление денежного перевода максимально автоматизированным. Так, банк «Левобережный» совместно с ЦФТ начал предлагать своим клиентам денежные переводы через терминал самообслуживания (cash-in). «Для того чтобы воспользоваться сервисом, необходимо один раз обратиться в банк для оформления идентификационной карты денежных переводов, — рассказывает Юлия Бабина. — При наличии карты отправка переводов не требует обращения в банк, поскольку перевод осуществляется самим клиентом через любой cash-in банка«. После отправки перевода через cash-in клиент получает чек о совершенном переводе, содержащий контрольный номер перевода, который необходимо сообщить получателю».

Подобный сервис сейчас есть и у системы BLIZKO — это персональная карта клиента BlizkoCard. Использование карты позволяет не только оптимизировать стандартный процесс обслуживания клиентов, но и в режиме реального времени идентифицировать отправителей и получателей перевода.

Однако некоторые банкиры отмечают, что амбициозным планам «переводчиков» может помешать иная конкуренция — использование населением современных возможностей Интернета и телефонии. «Принципиально новые инструменты управления финансами могут поставить системы денежных переводов в положение «вне игры«, — считает Юлия Бабина. — Например, для тех, кто активно пользуется Интернетом, серьезную альтернативу переводным системам могут составить виртуальные денежные системы — Web Moneу, »Яндекс-Деньги« и другие, в рамках которых можно переводить деньги с одного интернет-счета на другой. Еще одна возможная альтернатива обычным системам — перевод с пластиковой карты на другую, который также можно осуществлять через Интернет».

«Не стоит переоценивать перспективы данных технологий, тем более в России, — придерживается иного мнения Владимир Сергиевский. — Большая часть людей, имеющих потребность в переводе средств и владеющих Интернетом, ими уже и так пользуется». Сергиевский отмечает, что проникновение Интернета в России очень невелико, в особенности в регионах. К тому же пользователи часто испытывают сложности с переводом средств из одной «электронной» системы в другую. «Кроме того, быть пользователем таких систем и обладать доступом к Интернету должен не только отправитель, но и получатель, что зачастую просто нереально, когда, например, таджикский гастарбайтер переводит деньги семье на родину или родители переводят деньги сыну из провинциального городка в Москву. Так что традиционные схемы по-прежнему буду занимать господствующие позиции на рынке», — говорит Сергиевский.

Виктория АНТОНОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru