Связь-Банк надеется на почту
9 ноября 2007
Связь-Банк заявил о своем намерении усилить позиции на рынке депозитов за счет тандема с ФГУП «Почта России». В настоящее время подобный проект реализуется в Сибири только на территории Томска, но вскоре будет тиражироваться и на другие города округа. Эксперты не исключают, что партнеры смогут найти своих клиентов, но говорить о возможном переделе регионального рынка депозитов все-таки преждевременно.
ОАО «АКБ «Связь-Банк» основано в 1991 году. По данным Центрального Банка РФ, Связь-Банк с 1 октября 2005 года входит в число 30 крупнейших российских банков. В конце октября Связь-Банк и Почта России начали совместную рекламную кампанию услуги «Вклад на Почте».
Как пояснили «КС» в пресс-службе Связь-Банка, в настоящее время услуга «Вклад на Почте» предоставляется в 4,5 тыс. почтовых отделений более чем в 20 регионах России. В Сибири этой услугой можно воспользоваться только на территории Томской области. Однако в ближайшее время ее планируется внедрить в Новосибирске и Хакасии.
В почтовых отделениях действует своя линейка вкладов, отличная от депозитной линейки, предлагаемой в отделениях банка. Причем условия и ставки по «почтовым вкладам» разрабатывались исходя из специфики региона, поэтому унифицированной линейки «почтовых вкладов» не существует. Например, в Томске процентные ставки на вклад от 3 до 300 тыс. рублей колеблются от 4,5% до 10,25% в зависимости от срока. При вкладе от 300 тыс. рублей все ставки выше на 0,25%. «Ставки по «почтовым вкладам» находятся на рыночном уровне и аналогичны ставкам по «банковским вкладам», предлагаемым в отделениях Связь-Банка. Если рассматривать условия привлечения денежных средств в «почтовый вклад» в Томской области, то можно сказать, что минимальная сумма «Вклада на Почте» ниже, чем в стандартной банковской линейке (3 тыс. рублей для «почтовых вкладов» и 5 тыс. рублей для «банковских вкладов«)», — говорят в Связь-Банке. Ставки, которые будут действовать на территории Новосибирска и Хакасии, в банке озвучивать отказались.
Говоря о задачах по привлечению вкладчиков, представители банка отмечают, что на сентябрь 2007 года доля вкладов, открытых через почтовые отделения, составляла около 18% от общего объема привлеченных средств физических лиц в Связь-Банке. В банке также отметили, что в ближайшее время планируют выдавать через почтовые отделения и кредитные продукты для населения.
Опрошенные «КС» участники рынка отмечают, что Почта России и особенно сеть ее отделений представляют большой интерес для кредитных организаций, но основное сотрудничество банков и Почты пока сводится к использованию сети в качестве канала погашения розничных кредитов.
«Востребованность услуги «Вклад на Почте» оценить достаточно сложно. Пока непонятно, в каком формате она будет реализована, сможет ли клиент получить полную исчерпывающую информацию по особенностям открываемого вклада, устроит ли его качество сервиса, — комментирует ситуацию начальник управления розничного бизнеса ОАО «Банк «Алемар« Дмитрий Чернушкин. — По моим оценкам, продавать подобный продукт через сеть почтовых отделений будет сложно, а поскольку вклад является специфическим продуктом, то сравнивать его с денежным переводом, который успешно реализуется почтой, нельзя».
«Наверняка вкладчики, имеющие постоянные поступления на счета в банке (заработную плату, пенсии, пособия), продолжат пользоваться услугами банка, а не Почты России», — предполагает начальник отдела розничных услуг Банка «Левобережный» Юлия Бабина. По ее мнению, услуга «Вклад на Почте» будет востребована определенной категорией клиентов — пенсионерами, которые получают пенсию на почте. Для этого условия вкладов должны быть четко ориентированы на потребности клиентов. А гендиректор ООО «Русские инвесторы — Сибирь» Андрей Панченко добавляет, что услуга будет пользоваться спросом и в отдаленных населенных пунктах Сибири, где не работают офисы банков, но открыты отделения Почты России.
Прогнозируя развитие ситуации, Дмитрий Чернушкин отмечает, что потенциал Почты России по расширению сети банковского обслуживания не задействован в полной мере еще ни одним банком. В связи с этим, по мнению собеседника «КС», перспективы у данного тандема есть, но говорить о конкуренции этого проекта с лидерами рынка депозитов еще очень рано. «Для развития данного направления необходимо предоставить качественный сервис, который заключается в свою очередь в предоставлении полной информации о банковской услуге. Можно, конечно, сделать ставку на развитие высокотехнологичных электронных услуг, но реализация такого проекта требует значительных затрат», — говорит банкир. Основным конкурентом тандема, по мнению Андрея Панченко, будет Сбербанк. Тем не менее у партнеров есть шанс получить сегмент потребителя в отдаленных населенных пунктах. Кроме того, Почта России считается стабильной организацией, которая добавит плюс имиджу Связь-Банка.
Юлия ДАНИЛОВА