Банки нацелились на кредитки

Банки нацелились на кредитки

9 ноября 2007, Континент Сибирь

В текущем году кредитные карты показывают хорошие темпы роста, но процент операций по ним в общей массе безналичных расчетов в Сибири все равно пока ничтожно мал. Впрочем, эксперты не исключают, что в перспективе активному продвижению кредиток будет способствовать то, что они начали вытеснять экспресс-кредитование. В пользу карт также можно отнести их большую финансовую устойчивость перед колебаниями на рынках. Однако аналитики считают, что этот кредитный сегмент, как и прочие продукты кредитования, сейчас достаточно уязвим.

Объемы и лидеры

По оценкам Банка России, на 1 октября 2007 года в нашей стране было выпущено 92,5 млн пластиковых карт — в полтора раза больше, чем годом раньше. Однако сегмент кредитных карт относительно невелик (11,2% на ту же дату 2006-го), но его темпы роста выше (прирост за год — 82% при 50% по дебетовым картам). В Сибири массовые программы по продвижению кредитных карт в регион пришли относительно недавно, во второй половине 2006 года. Но сегодня прирост количества кредитных карт в некоторых банках превышает 100%. «Новосибирск традиционно лидирует по продажам этого банковского продукта, — заявляет директор по розничному бизнесу Новосибирского филиала Альфа-Банка Марина Кокоулина. — Этому способствуют большая плотность финансовых институтов и предложения со стороны иностранных банков, например Сити банка, где кредитная карта — основной продукт». Аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский тоже считает, что в Сибири сегмент кредитных карт наиболее активно развивается в нефтеносных регионах — Тюмени, Сургуте, а также в наиболее развитых промышленно-финансовых центрах, таких как Красноярск, Новосибирск, Иркутск. К этому списку городов заместитель руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ» по розничному банковскому бизнесу Максим Соколов добавляет также и Кемерово.

Благодаря зарплате

Во многом впечатляющие темпы прироста кредитных карт объясняются хорошим развитием в Сибири зарплатных проектов. Клиентов, которые получают на пластиковые карты зарплату, банки активно привлекают и к новым программам. В частности, в Новосибирском филиале Связь-банка отмечают, что кредит в форме «овердрафт» позволяет совершать необходимые траты, не дожидаясь выплаты заработной платы. Как правило, деньги по овердрафту используют при покупке продуктов питания, мебели и бытовой техники, товаров для дома, бензина и т. п. «Явным преимуществом овердрафта перед потребительским кредитом являются простота оформления, минимальный пакет документов (только заявление и паспорт), более низкая процентная ставка по сравнению с потребительским кредитом, а также удобство в использовании. Цель, время получения и точный срок пользования кредита определяет клиент», — объясняет начальник отдела развития розничного бизнеса Новосибирского филиала ООО «АКБ «Связь-банк» Ирина Юртаева.

Рост сегмента происходит и за счет того, что многие банки замещают картами более рискованные экспресс-кредиты, и население входит во вкус использования несвязанных денег. «В случае необходимости человеку, получившему кредитную карту, не нужно повторно обращаться в банк за кредитом, достаточно просто рассчитаться по карте за товары или снять наличные», — говорит начальник отдела электронного бизнеса банка «Левобережный» Максим Мадиссон.

Повышению популярности кредитных карт способствуют и другие факторы. «Большинством банков в этом году была увеличена минимальная сумма по программам потребительского кредитования, и клиентам стало невыгодно брать небольшие суммы, — говорит Максим Соколов. — По кредитной карте, которая оформляется один раз, клиент получает возможность взять ту сумму денег, которая ему необходима быстро, и неоднократно воспользоваться любой суммой в рамках рассчитанного лимита».

«Именно безналичная оплата товаров по кредитным картам без уплаты комиссии банку для большинства держателей карт становится ключевой при выборе инструмента кредитования кредитной карты», — объясняет начальник отдела операций с пластиковыми картами ОАО «Банк Москвы» Наталья Ушакова. А член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции по работе с физическими лицами Роман Воробьев добавляет, что кредитки — более удобный и выгодный инструмент как для совершения ежедневных покупок, так и для путешествий. «Кроме того, такая карта популярна среди клиентов, которые хотят иметь некий финансовый резерв для незапланированных расходов», — подчеркивает банкир.

Клиентов привлекает и изменение условий кредитования по кредитным картам. Сегодня в среднем льготный период, в течение которого клиент может пользоваться кредитом без оплаты процентов, составляет 30–60 дней. За последний год такое предложение появилось почти в каждом банке. Процентная ставка находится на уровне 17–23% годовых.

Еще одним способом привлечения клиентов является предоставление им дополнительных услуг и расширенного сервиса. Банкиры активно вводят дополнительные услуги — sms-уведомление о каждой проведенной транзакции, интернет-банкинг.

Банки стараются привлекать клиентов и развитием кобрэндинговых проектов. Например, Банк Москвы активно развивает кобрэндинговые карты вместе с компанией «Золотая середина». Аналогичные проекты есть в Альфа-Банке, ИГБ и ряде других кредитных организаций.

Большинство опрошенных «КС» экспертов уверяют, что на кредитных картах и предоставлении овердрафтов кризис ликвидности не отразился. По мнению Романа Воробьева, сложная ситуация на финансовом рынке, наоборот, заставила банки обратить более пристальное внимание на кредитки. «Банки начинают отказываться от рисковых видов кредитования, так как они не предусматривают проведения качественной оценки заемщика, — объясняет господин Воробьев. — А кредитные карты более удобны не только для банков, которым дается определенное время для проверки заемщика, но и для самих клиентов, которым предоставляется возможность осознанно подойти к процессу получения карты и потратить кредитные средства там, где принимается к оплате «пластик«, а не там, где выдаются экспресс-кредиты».

Впрочем, по информации «КС», ряд сибирских филиалов федеральных банков в последнее время все-таки ввел ограничения по программам револьверного кредитования. Аналитики также отмечают, что общемировой кризис ликвидности и рост инфляции в России побудили банки ограничивать все программы кредитования населения. «Пока банки не объявляют официально о сокращении кредитных программ, но неформально такая политика проводится во всех российских регионах», — уверен Владимир Сергиевский.

Ситуация и прогнозы

Несмотря на значительные темпы роста кредитных карт в регионах Сибири, их общая доля на рынке округа намного меньше, чем в столице. Как отмечает Максим Мадиссон, рынок «карточного» кредитования в нашем регионе только зарождается. В Сибири выдачу кредитных карт в большинстве случаев сейчас осуществляют филиалы столичных банков и «дочки» «иностранцев», а в Новосибирске только половина банков готова предложить банкам этот продукт. Собеседник «КС» объясняет это тем, что данный продукт очень технологичен и требует высокой степени автоматизации процесса. «Для того чтобы запустить эту систему, требуются большие финансовые вложения. Этот фактор пока сдерживает развитие карточного кредитования», — объясняет Мадиссон.

«Для большинства местных операторов такие массовые программы неподъемны, — соглашается Владимир Сергиевский. — А из федеральных банков ведущие позиции на рынке кредитования в регионах у Сбербанка, который не занимался развитием этого направления».

Невелика доля кредитных карт и в расчетах в торгово-сервисной сети. «По оценкам аналитиков, объем расчетов по кредитным и дебетовым картам для Новосибирска в совокупности составляет порядка 3,5–4% от общего объема безналичных расчетов», — сетует руководитель службы маркетинговых коммуникаций ОАО «Инвестиционный Городской Банк» Анна Любарская. Сколько процентов приходится на долю одних кредиток, участники рынка сказать затрудняются.

Тем не менее большинство участников рынка считают, что у этого сегмента очень неплохие перспективы развития. К концу 2007 года филиалы Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ» планируют вдвое увеличить количество эмитированных карт. «На сегодня этот план выполнен более чем на 60%, и мы ожидаем сезонного повышения спроса в ноябре-декабре, перед новогодними праздниками, — объясняет Максим Соколов. — Что касается следующего года, мы прогнозируем рост популярности кредитных карт: этому способствуют развитие эквайринговой сети, увеличение количества и объемов операций с использованием кредитных карт». В Новосибирском филиале Альфа-Банка также планируют в 2008 году увеличить продажи кредитных карт в два раза. Большинство кредитных организаций ждет аналогичных 2007 году темпов прироста количества кредитных карт, порядка 80–100% в год.

По мнению Максима Мадиссона, параллельно со спросом на кредитные карты в регионах будут расширяться инфраструктура их обслуживания и дополнительные сервисы. В ИГБ прогнозируют, что в следующем году популярной может стать услуга CASH BACK — возврат части безналичного платежа по карте в торгово-сервисных предприятиях. А по мнению Романа Воробьева, на рынке станет еще больше кобрэндов, поскольку в результате такого альянса каждый участник получает доступ к клиентам, лояльным тому или иному брэнду.

Однако аналитики не столь оптимистичны в своих прогнозах. «Судьба данного сегмента рынка банковских услуг в настоящий момент выглядит неопределенной, — говорит Владимир Сергиевский. — Дело в том, что массовое развитие кредитных программ в России осуществлялось на фоне сверхвысокой стоимости кредитов и смягчения требований к заемщикам по платежеспособности. Это обеспечило кредитный бум последних двух лет. Сейчас же на фоне ужесточения правил предоставления кредитов и контроля со стороны государства, а также ухудшения ситуации с ликвидностью на мировом рынке банкам развивать данное направление не столь выгодно, тем более что рост инфляции породил и волну просрочек по кредитам. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от того, насколько государство сможет сбалансировать меры контроля и поддержку ликвидности для российских банков».

По мнению собеседника «КС», развитие кредитования вполне может войти в цивилизованные рамки, если ужесточение контроля и правил предоставления кредитов будет сопровождаться рефинансированием банков, соблюдающих правила игры, со стороны ЦБ.

Виктория АНТОНОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Согласие на обработку персональных данных

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», я даю Новосибирскому социальному коммерческому банку «Левобережный» (публичное акционерное общество), 630054, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 25/1 (далее Банк) согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую свободно, своей волей, в своем интересе и на безвозмездной основе.

Также даю свое согласие Оператору связи на обработку (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение), в том числе автоматизированную, неавтоматизированную и смешанную, моих персональных данных – cведений об абоненте, имеющихся в распоряжении Оператора связи, и/или сведений о клиенте, предоставленных Оператору связи с моего согласия Банком, для передачи результата обработки указанной информации Банку.

Перечень персональных данных, подлежащих обработке, отражён в регистрационной форме, и в том числе содержит следующие персональные данные:

Согласие дается мною для целей заключения с Банком любых договоров и их дальнейшего исполнения, принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц, в том числе при уступке банком прав требований по заключенному договору, предоставления мне информации об оказываемых Банком услугах, а также в целях осуществления возложенных на Банк функций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Указанные мною персональные данные предоставляются также в целях разработки Банком новых продуктов и услуг и информирования меня об этих продуктах и услугах. Банк может проверить достоверность предоставленных мною персональных данных.

Согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, включая без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Обработка персональных данных осуществляется Банком следующими способами:

При обработке персональных данных Банк не ограничен в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьему лицу, а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях, передачи Банком принадлежащих ему функций и полномочий иному лицу, Банк вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, их агентам и иным уполномоченным ими лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию.

Настоящее согласие дается до истечения сроков хранения персональных данных или документов, содержащих персональные данные, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Банка, либо 30 (тридцать) дней с даты принятия Банком решения об отказе в заключении договора. Согласие может быть отозвано путем направления в Банк письменного уведомления об отзыве согласия заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем личного вручения уполномоченному представителю Банка. Банк имеет право продолжить обработку моих персональных данных на основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Банк имеет право вносить изменения в настоящее согласие. Новая редакция согласия вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией согласия.

Частным лицам
Бизнесу