Синергия праздников и дефицита заставляет банки быть особенно щедрыми к клиентам и вкладчикам
14 декабря 2007
В предновогодний период банки ежегодно балуют своих клиентов праздничными ставками и прочими бонусами. По мнению экспертов, в этом году банки демонстрируют еще более высокую активность. И связано это не только с приближением праздников, но и с дефицитом ликвидности, который все еще ощущается на финансовых рынках.
Кто во что горазд
Новогодние банковские способы привлечения клиентов и вкладчиков если и не очень оригинальны, то уж точно весьма разнообразны. Большинство кредитных организаций в первую очередь предлагает клиентам специальные праздничные вклады с повышенными ставками. «В среднем банки предлагают на Новый год и Рождество депозиты, ставки которых повышены на 0,5–1%», — отмечает начальник отдела продаж стандартных и «пластиковых» продуктов новосибирского филиала Промсвязьбанка Виктория Палеха. Однако некоторые участники рынка в надежде привлечь больше вкладчиков могут повысить ставки даже на пару пунктов.
«Порог входа» для участия в праздничных вкладах в разных банках также отличается. Если в «АК БАРС» БАНКе и Промсвязьбанке для этого достаточно иметь 10 и 15 тыс. рублей соответственно, а в валютном эквиваленте — 500 долларов или евро, то, к примеру, в Связь-банке получить «праздничные» 11% годовых можно только если сумма вклада составляет не менее 50 тыс. рублей или $2 тыс. Сроки действия «праздничных вкладов» также колеблются — от трех месяцев до двух лет. А открыть новогодние вклады в большинстве банков можно уже с середины ноября вплоть до конца февраля следующего года. Таким образом, вкладчикам предоставляется достаточно много времени для того, чтобы определиться и «пристроить» свои сбережения.
Некоторые участники рынка вместе с повышением процентной ставки или вместо нее используют и другие способы привлечения клиентов. В НОМОС-БАНКе в этом году вкладчикам стали преподносить в подарок пачку кофе в зернах. УРСА Банк взялся напоить будущих вкладчиков горячим кофе в торговых центрах города. Эксперты считают этот шаг неплохой идеей, потому что время, за которое потенциальный клиент выпивает чашку кофе, можно успешно использовать для того, чтобы рассказать ему, к примеру, о новом вкладе УРСА Банка — «Новогодний подарок». Пристрастие банкиров к напиткам одним кофе не ограничивается. В Новосибирском Муниципальном банке весь декабрь длится акция с незамысловатым названием «Открой вклад — получи шампанское«. Клиенты, открывшие в банке вклад «Пенсионный-Муниципальный», «Универсальный« или «Стабильный-Муниципальный» на срок свыше 540 дней на сумму не менее 30 тыс. рублей, гарантированно получают бутылку шампанского. А по итогам акции клиент, открывший вклад на максимальную сумму, получит в преддверии старого Нового года целый ящик этого напитка. Правда, подарок можно получить не с доставкой на дом, а по месту открытия договора банковского вклада. В качестве сюрпризов для вкладчиков банкиры используют и другие «продукты питания». «В последнюю неделю декабря УРСА Банк будет радовать своих вкладчиков медом. Каждый, кто откроет или пополнит срочный вклад, получит в подарок баночку меда в новогодней упаковке. В зимнее время это не только приятный, но и полезный подарок», — объясняет начальник управления вкладов ОАО «УРСА Банк» Татьяна Третьяк.
Не менее популярным средством «захвата» вкладчиков является и проведение всевозможных лотерей и конкурсов. Банк «Левобережный» среди клиентов вклада «Сибирские кладовые» проводит розыгрыш путевок в санатории и на базы отдыха Новосибирской области. Призом лотереи УРСА Банка в рамках специального предложения для вкладчиков является удвоение суммы вклада либо процентной ставки по нему. Но больше всех с проведением розыгрышей и конкурсов для своих клиентов, пожалуй, преуспел Сибирский банк Сбербанка России. В честь Нового года банк предлагает всем принять участие в акции «С новым вкладом в Новый год!» Для этого необходимо открыть в учреждении Сбербанка Новосибирской, Кемеровской либо Томской областей любой вклад со сроком хранения два года, пополнить уже действующий двухлетний вклад либо купить сберегательный сертификат со сроком хранения 729 дней. В каждом из 27 отделений Сибирского банка и операционном управлении будут определены победители по номинациям «Число удачи» (в данной номинации будут награждены 2-й, 20-й, 200-й и 2008-й участники акции); «Особый вклад — особый подарок» (максимальная сумма вклада); «Надежда года» (самый молодой вкладчик). Призами для этих счастливчиков будут слитки серебра, «специально подобранная книга, представляющая собой издательский шедевр в подарочном оформлении», и MP3-плеер.
В погоне за клиентами банкиры стараются не только для вкладчиков, но и для заемщиков. Альфа-Банк сейчас проводит акцию по ипотеке сроком выше 15 лет. Всем клиентам, получившим одобрение по ипотечной сделке на данный срок кредита, кредит выдается бесплатно с 01.11.2007 по 31.12.2007. В Сбербанке участники акции «Партнер», оформляющие жилищный кредит (на покупку/строительство жилья у застройщиков и агентств недвижимости, с которыми Сибирский банк Сбербанка России заключил соглашения о совместном сотрудничестве), и акции «Жилье для молодых» также в период спецпредложения смогут сэкономить и не платить комиссию за ведение ссудного счета и/или за рассмотрение заявки. В Банке «Левобережный» о будущих новоселах тоже позаботились. «Все клиенты ипотечных центров банка, заключившие с 1 ноября по 30 декабря 2007 года договор ипотечного кредитования, участвуют в розыгрыше жидкокристаллических телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и чайников в рамках акции «Счастье в доме».
Не остаются без банковских сюрпризов и держатели пластиковых карт. К примеру, до 31 декабря в BSGV можно будет получить пластиковые карты Visa и MasterCard со скидками. Карты Visa Classic и MasterCard Standard предлагаются со скидкой 25% (при этом в пакет услуг, помимо годового обслуживания карт, входят бесплатный доступ к системе интернет-банкинга BSGV Direct, ведение двух банковских счетов и скидка 20% на аренду индивидуальных сейфовых ячеек). Карты Visa Gold и MasterCard Gold доступны со скидкой 50%. «В пакет услуг, помимо системы интернет-банкинга, трех банковских счетов и скидки 50% на аренду сейфовых ячеек, входит членство в международной дисконтной программе Vantage Club, предлагающей скидки на премиумные продукты по всему миру», — рассказывает генеральный директор филиала BSGV в Новосибирске Игорь Смуров. А самостоятельно компания VISA International предлагает владельцу карты Visa Gold, совершившему в период проведения новогодней акции максимальное количество транзакций на сумму свыше 1000 рублей, в качестве приза поездку в роскошный отель Дубая на «Фестиваль шопинга».
Банки преподносят сюрпризы держателям пластиковых карт и совместно с другими компаниями. «Сейчас у нас проводится акция по кобрэндинговой карте совместно с журналом Cosmopolitan, платежной системой Visa и сетью магазинов парфюмерии и косметики «ИЛЬ ДЕ БОТЭ». Ее девиз — «Приведи подругу!» Суть акции заключается в том, что обладательницы карты Альфа-Банка Visa-Cosmopolitan, уже оценившие ее преимущества и порекомендовавшие ее подругам, получат сертификат от сети магазинов «ИЛЬ ДЕ БОТЭ« на сумму 700 рублей. Подруги тоже не останутся без подарка: все, кто откроет карту и совершит по ней хотя бы одну покупку, получат сертификат на сумму 300 рублей», -рассказывает управляющий Новосибирским филиалом Альфа-Банка Андрей Грузденко.
Совокупность факторов
Некоторые аналитики объясняют предновогоднюю банковскую активность целым рядом факторов. «В конце года становятся понятны ориентиры на следующий год, доли участников рынка, наиболее перспективные сегменты, уровень инфляции, ставка ЦБ. Банки, ориентируясь на эти данные, определяют условия работы на ближайшую перспективу. В то же время потенциальные клиенты банков также определяют свою стратегию вложений, получают предновогодние премии, ориентируются в уровне своих доходов на следующий год», — рассказывает аналитик ИК «ФИНАМ« Владимир Сергиевский.
На фоне новогодних подарков, поездок на каникулы растет спрос и на такие банковские услуги, как потребительские кредиты, обмен валюты, оформление банковских карт. Таким образом, изменения условий по услугам банков совпадают со всплеском спроса на рынке. «У кого-то в этот момент истекает срок по срочным депозитам, и актуален вопрос, оставить деньги в том же банке или переложить в другой. Естественно, в этот период банки активизируют свою рекламную активность, отделы маркетинга усиленно занимаются разработкой креативных идей, и во все это встраивается вполне рядовое изменение условий предоставления услуг», — объясняет эксперт. Таким образом, по мнению Сергиевского, плановые изменения ставок банки зачастую выдают за праздничные спецпредложения, и есть шанс, что клиенты, имеющие в этот момент на руках предназначенные для вложения суммы денег или нуждающиеся в других банковских услугах, с большей вероятностью обратят внимание на эти предложения.
В то же время участники рынка отмечают, что в этом году праздничные банковские программы совпали с дефицитом ликвидности. Соответственно, сейчас, по словам экспертов, наблюдается «двойной эффект» — банки повышают ставки и устраивают разные акции, не только ориентируясь на приближающиеся новогодние праздники, но и под давлением текущей ситуации на рынке.
Есть ли толк
В оценке эффективности подобного рода акций, предложений и розыгрышей расходятся даже сами участники рынка. Управляющая Новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа Ирина Демчук считает, что такие акции, к сожалению, не помогают банку активно увеличивать количество клиентов. Другие банкиры, напротив, уверяют, что подобные акции «работают». «Акция еще не закончилась, а наш предварительный прогноз ее итогов — увеличение спроса на 10%», — рассказывает ведущий специалист по связям с общественностью Западно-Сибирского филиала ОАО «АКБ «РОСБАНК» Григорий Лендов. По словам директора Департамента розничного бизнеса «АК БАРС» БАНКа Марата Ганеева, праздничные акции банка позволяют увеличить приток денежных средств во вклады. «За период проведения подобных акций объем привлечения в депозиты частных лиц увеличивается на 10–15%. Кроме того, растут продажи других продуктов банка, доверие и лояльность клиентов», — говорит господин Ганеев. А по наблюдениям Андрея Грузденко, все акции Альфа-Банка популярны, и хотя результаты будут более точными к концу года, уже сейчас можно сказать, что 50% клиентов, получивших ипотечный кредит, воспользовались новогодним предложением.
По мнению начальника Управления розничного бизнеса Банка «Левобережный» Артема Зенкова, специальные новогодние предложения банков — это и маркетинговый ход, и реально действующая мера по увеличению продаж банковских продуктов. «Новогодние« вклады c выгодными условиями позволяют привлечь новых клиентов и увеличить объемы привлеченных средств. Кроме того, наличие дополнительных бонусов, которые клиент получает, воспользовавшись спецпредложением, способствует формированию лояльного отношения к банку. Каждому приятно перед праздником получить неожиданный подарок или поздравление, а положительные эмоции заставляют обращаться в банк еще и еще раз. Подарки и призы, дополнительная доходность по банковским вкладам создают новогоднюю атмосферу праздника и являются хорошим стимулом для вкладчиков», — уверяет господин Зенков.
Марат Ганеев также добавляет, что есть такие клиенты, которые постоянно открывают подобные вклады, но многие из них по окончании акции не забирают свои сбережения, предпочитая их и дальше хранить в банке на других депозитах с удобными для них условиями.
Участники рынка расходятся и во мнении относительно того, на какой срок с помощью подобных акций банки могут привлечь клиентов. «Безусловно, благодаря таким акциям повышается лояльность к банку уже существующих клиентов, а также привлекаются новые клиенты, которые хотят воспользоваться банковским продуктом по более выгодным условиям, — отмечает Виктория Палеха. — Как правило, эти клиенты и в дальнейшем остаются с банком». Другие же банкиры считают, что клиенты, которых банки «заполучили» с помощью подобных акций, обычно уходят в поисках «очередной наживы», и банкам было бы целесообразнее улучшать взаимоотношения с проверенными временем постоянными клиентами.
Виктория АНТОНОВА