Флагман кредитования-2008
28 декабря 2007
Развитие «во что бы то ни стало»
Рынок кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2007 году реагировал на происходящие события по-разному. Некоторые банки ужесточали требования к заемщикам и в связи с удорожанием ресурсов повышали ставки. Другие, наоборот, смягчали условия по кредитам либо увеличивали лимиты на выдаваемые по данным программам суммы. Многие банкиры сейчас затрудняются делать прогнозы на развитие кредитования в 2008 году, однако эксперты утверждают, что флагманом окажется как раз кредитование малого и среднего бизнеса.
Изменения, которые в процесс выдачи кредитов внес дефицит ликвидности, пока не заметны в банковской отчетности за три квартала 2007 года. Так, за девять месяцев 2007 года КМБ-Банк (Новосибирский филиал) предоставил малому бизнесу 1709 кредитов на сумму 1275 млн руб., что на 8% по количеству и на 44% по сумме выше показателей 2006 года за тот же период (за девять месяцев 2006 года было выдано 1586 кредитов на сумму 883,9 млн руб.). «По сравнению с прошлым годом мы констатируем увеличение объема выданных кредитов более чем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте потребностей бизнеса в заемных ресурсах, причем в больших размерах, чем банки выдавали раньше», — рассказывает начальник управления кредитования бизнеса ОАО «УРСА Банк» Евгений Филык.
Другие банкиры если не озвучивают пока объемы кредитования за девять месяцев 2007 года, то говорят о возросшем спросе на данные продукты. «Интерес представителей малого и среднего бизнеса к кредитованию с каждым годом растет. И этот год не стал исключением, — констатирует начальник кредитного управления банка «Левобережный« Андрей Сергеев. — Только в нашем банке прирост заявок на получение кредита от представителей малого бизнеса в этом году составил 40%».
Однако кризис ликвидности, по словам экспертов, отразился на всей банковской сфере, и сегмент кредитования МСБ также не стал исключением. Хотя разные банки почувствовали его влияние по-разному. «Можно выделить повышение кредитных ставок с 12–13% до 15–18% в зависимости от обслуживающего банка. Кроме того, банки стали более основательно подходить к анализу и проверке заемщиков из числа представителей малого бизнеса, поскольку эта группа наиболее неустойчива в бизнесе», — рассказывает директор Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Светлана Барановская.
Светлана Барановская признает, что их банк повысил кредитные ставки для предприятий малого бизнеса, «но не так значительно, как в других банках, — на 1,5–2%. Понятно, что это продиктовано условиями сегодняшнего риска«, — объясняет госпожа Барановская. Заместитель управляющего филиалом «Западно-Сибирский» ОАО «СОБИНБАНК» Дмитрий Амосов также отмечает, что некоторые банки не только подняли ставки, но и свернули программы. «Однако поскольку нашим банком развитие программ кредитования МСБ выбрано приоритетным направлением, то у нас абсолютно другая тенденция. Например, с 1 ноября 2007 года условия различных программ были изменены в сторону увеличения сроков кредитования и максимальных сумм (по некоторым видам программ — до 50 млн руб.)», — уверяет господин Амосов.
Возросшая лояльность
Некоторые банки не только не ужесточили условия, но и, по их заверениям, сделали их еще более лояльными. Об этом говорит начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Яна Филимонова: «У нас нет проблем с ликвидностью, поэтому мы не только не сокращаем объемы кредитования, но и периодически предлагаем своим клиентам новые условия и услуги». В банке «Левобережный» объемы кредитования МСБ также не уменьшились. Андрей Сергеев объясняет это отсутствием значительной зависимости от иностранных кредиторов, которые в последнее время существенно сократили кредитование российских банков.
О подобной тенденции говорят и другие участники рынка. Так, в Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции банка УРАЛСИБ за три квартала текущего года в целом по Сибири и Дальнему Востоку было выдано чуть менее тысячи кредитов субъектам малого бизнеса на общую сумму почти 6 млрд руб. Наиболее активными по объемам выдач малому бизнесу были Красноярская и Томская территориальные дирекции банка.
Управляющий филиалом КМБ-Банка в Новосибирске Анна Торова говорит, что в их банке малый бизнес теперь оценивают без выезда на место, то есть по скоринговой системе, что ранее было доступно только в потребительском кредитовании. Банк также увеличил беззалоговую часть кредитов МСБ до 1 млн руб. «Развитие рынка банковских услуг и вход на рынок зарубежных банков со свежими для России технологиями повлияли и на изменения условий кредитования малого бизнеса в сторону смягчения условий и упрощения процедур», — объясняет лояльность банка Анна Торова. В УРСА Банке отмечают, что за прошедший год предложения по кредитованию МСБ стали более гибкими — требования к заемщикам снижались, а максимальная сумма кредита увеличилась с 15 до 60 млн руб.
Подтверждение и причины
О том, что спрос есть и многие участники рынка считают направление более чем перспективным, свидетельствует то, что на этот рынок выходят все новые и новые участники, ранее не развивавшие данный сегмент. В 2007 году кредиты МСБ стали выдавать НОМОС-БАНК и Промсвязьбанк (Новосибирские филиалы), с начала 2008 года это направление будет развивать и Альфа-Банк. По мнению руководителя группы кредитования малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала НОМОС-БАНКа (ОАО) Дмитрия Бойко, банки убедились в огромном потенциале малого бизнеса и его способности успешно осваивать значительные объемы кредитных ресурсов. Дмитрий Амосов трактует ситуацию несколько иначе. «Тезис о том, что банки в 2007 году вдруг «разглядели« потенциал данного типа предприятий, в значительной степени является лукавством. Все гораздо проще — конкуренция на банковском рынке растет, ресурсная база увеличивается, доходности падают, в связи с этим банкам приходится более интенсивно осваивать новые сегменты», — полагает господин Амосов.
Заместитель руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции банка УРАЛСИБ по корпоративному банковскому бизнесу Эдуард Ахтямов называет несколько других причин «популярности» кредитования МСБ. «Неумолимая тенденция к снижению доходности по банковским операциям с крупными клиентами и некоторое разочарование банков в высокорискованном потребительском кредитовании. При этом устойчивый и динамичный рост экономики страны в целом отражается на росте предпринимательской активности в Сибирском регионе, увеличении числа малых предприятий, расширении их бизнеса», — считает господин Ахтямов.
Кто во что горазд
Участники рынка отмечают, что их клиентский отраслевой портфель за последний год не претерпел сильных изменений. Практически все собеседники «КС» подтверждают, что их главные клиенты — это предприятия, которые занимаются торговлей, небольшим производством либо работают в сфере услуг. Однако их соотношение в каждом банке отличается. В УРАЛСИБе более 50% составляют предприятия сферы торговли, около 20% — производство, на этом же уровне — сфера услуг.
В УРСА Банке безоговорочным лидером среди отраслей также является сегмент торгового бизнеса — он занимает уже порядка 80% в структуре портфеля банка. Остальное поделили между собой предприятия сферы услуг и мелкого производства. Анна Торова рассказывает, что в торговле и производстве чаще всего требуются дополнительные денежные средства для наращивания оборотов компании, они чаще всего и обращаются за краткосрочными кредитами (до двух лет), а предприятия, задействованные в сфере производства или услуг, чаще берут кредиты долгосрочные на инвестиционные цели (дорогое оборудование, недвижимость).
В Промсвязьбанке говорят, что самая распространенная цель кредитования — пополнение оборотных средств. Но банк также финансирует инвестиционную деятельность: приобретение основных средств, оборудования и транспорта, объектов недвижимости на срок до 60 месяцев.
Банкиры также фиксируют, что все более актуальными становятся кредиты на недвижимость, которые пользуются большим спросом у предпринимателей. Новую тенденцию отмечают в КМБ-Банкe и Новосибирском филиале Промсвязьбанка. Под появившиеся потребности клиентов подстраиваются банки. Так, Дмитрий Бойко констатирует, что в 2007 году ряд крупных банков, в том числе и НОМОС-БАНК, предложил потенциальным заемщикам программы кредитования на покупку коммерческой недвижимости.
Для начинающих предпринимателей хорошей возможностью получить кредит является активное развитие кредитования под залог имущества. Такие кредиты в последнее время также развивают многие банки.
Прогнозы оптимистичны
Эксперты считают, что и в 2008 году сегмент кредитования МСБ будет развиваться достаточно активно. По оценкам аналитиков «ФИНАМа», в 2006 году рынок кредитования малого и среднего бизнеса вырос на 90%, или на $10 млрд. Рост рынка в 2007 году аналитики и банкиры пока не успели подсчитать, однако, по мнению «ФИНАМа», рост теперь будет происходить постепенно — примерно на 70–100% в год.
Светлана Барановская говорит, что для Новосибирского филиала Банка Москвы план по объему кредитования МСБ увеличен на 50%. В УРСА Банке считают, что рынок кредитования бизнеса сохранит тенденцию к расширению. По прогнозам экспертов банка, в 2008 году объем этого рынка увеличится в три раза. «Рост рынка произойдет и за счет «перетягивания« клиентов с частных займов, а также за счет уменьшение числа займов по программам потребительского кредитования для реализации бизнес-задач», — считает Евгений Филык. В банке «Левобережный» считают, что растущий спрос на кредитование МСБ приведет к росту заявок на 30%. А Дмитрий Бойко полагает, что на рынке кредитования малого и среднего бизнеса продолжат появляться новые игроки. Господин Бойко считает, что самым востребованным кредитным продуктом останутся кредиты на пополнение оборотных средств. В Промсвязьбанке отмечают, что, согласно некоторым экспертным оценкам, потребность в кредитовании данного сегмента удовлетворена на 15–17%. «Соответственно, многие банки будут ставить кредитование малого и среднего бизнеса на поток. Со своей стороны мы будем рассматривать кредитование малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений бизнеса, предоставляя своим клиентам быстрые, «длинные» и «дешевые« кредиты», — «раскрывает карты» Яна Филимонова. В УРАЛСИБе прогнозируют, что в итоге рынок кредитования малого бизнеса будет поделен между несколькими игроками федерального масштаба, и сам банк намерен занять достойное место в этой борьбе. А Дмитрий Амосов с осторожностью отмечает, что если абстрагироваться от общеэкономической конъюнктуры, то можно прогнозировать рост по всем направлениям кредитования бизнеса. «Учитывая возможные варианты этой конъюнктуры, можно сказать так: если хоть какое-то направление кредитования банковским сектором экономики будет развиваться, то это будет как раз сегмент МСБ», — резюмирует эксперт.
Виктория АНТОНОВА