Обратная тяга

11 апреля 2008, Континент Сибирь

Дефицит ликвидности оказывает на российский банковский сектор довольно специфическое влияние. Благодаря ему, в частности, банки стали активнее развивать кредитование малого бизнеса и даже применять в этом сегменте методы экспресс-кредитования. Однако эксперты предостерегают, что вместе с такими подходами могут возникнуть и типичные проблемы невозвратов.

Парадоксы дефицита

Кредитование малого бизнеса для банков сейчас является приоритетным. «Количество крупных корпоративных клиентов ограничено, и эта категория уже разобрана банками. А сегмент кредитования малого бизнеса как раз находится в начале развития», — объясняет тенденцию начальник управления малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала Альфа-Банка Артем Рохлин. «Кредитование малого бизнеса продолжает набирать обороты, динамика прошлого года сохраняется», — подтверждает начальник отдела кредитования корпоративных клиентов ОАО «КБ «Акцепт» Иван Филатов.
Генеральный директор Новосибирского Муниципального банка Владимир Женов рассказывает, что региональные банки, обладающие недостаточно большой капитальной базой, чтобы «замахиваться» на обслуживание крупного бизнеса, давно освоили для себя нишу обслуживания малого и среднего бизнеса и будут прилагать усилия, чтобы удержаться в ней и впредь. «Работа с компаниями малого и среднего бизнеса позволяет банку, с одной стороны, откликаться на потребности быстрорастущего сектора, с другой — диверсифицировать свой кредитный портфель. В структуре кредитного портфеля юридических лиц на долю малого и среднего бизнеса стабильно приходится более 50% выдаваемых кредитов. Сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста потребностей малого и среднего бизнеса в долгосрочном кредитовании», — говорит господин Женов.

Некоторые участники рынка также заявили «КС», что спрос на кредитование малого бизнеса в I квартале этого года даже выше, чем был в 2007 году. Причин для этого несколько. Заместитель директора Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Сергей Грибанов объясняет это тем, что общий рост экономики порождает и потребности бизнеса в заемных средствах.
Впрочем, некоторые банкиры уверены, что дефицит ликвидности на кредитование малого бизнеса повлиял положительным образом. «Многие банки открыли программы кредитования малого бизнеса или сделали на них акцент. Часть банков упростила условия предоставления кредитов по данным программам«, — рассказывает директор представительства ОАО «СКБ-Банк» в Новосибирске Максим Куракулов. По его словам, это можно объяснить тем, что суммы кредитов, предоставляемых по программам малого бизнеса, относительно небольшие, риски сопоставимы с программами «большого» корпоративного кредитования. При небольших объемах кредитования (по абсолютной величине) банки получают более привлекательную доходность и значительное количество новых клиентов, которые в свою очередь приобретают другие банковские продукты (зарплатные проекты, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание) и, что важно, вырастают со временем в «больших» клиентов банка.

Сам бизнес становится более прозрачным, что делает его более привлекательным для банкиров. В Банке «Левобережный» отмечают, что сейчас на рынке наметилась положительная тенденция: клиенты перестали бояться предоставлять управленческую отчетность, которая отражает реальные показатели развития предприятия. «Раньше банки не привлекал этот сектор, так как в большей степени малое предпринимательство было «теневым« и слишком рискованным для кредитования. В настоящее время экономическая ситуация в округе стабилизировалась, и малый бизнес стал более открытым. Нас такая ситуация радует, поскольку мы получаем клиентов, которые впоследствии будут увеличивать объемы кредитования», — рассказывает начальник Кредитного управления Банка «Левобережный» (ОАО) Андрей Сергеев.

Время перемен

В последнее время в сегменте кредитования малого бизнеса появились тенденции, мнения банкиров о которых расходятся. К примеру, ряд участников рынка заявляет об ужесточении условий в этом сегменте, однако другие говорят, что это коснулось только процентных ставок. Как отмечает начальник отдела кредитования юридических лиц Новосибирского филиала Транскредитбанка Роман Мерцалов, ставки повысились на 1–1,5%. В остальном условия кредитования сохранились. Другое мнение у заместителя управляющего Филиала «Новосибирский» КБ «РБР» Вячеслава Глебова. Он, напротив, уверен, что условия кредитования изменились более серьезно, и причина этому — не только кризис ликвидности. «Более весомый фактор — контроль банками уровня риска по кредитному портфелю предприятий МСБ. Постоянный мониторинг качества обслуживания ссуд, финансового состояния заемщиков заставляет банки вносить изменения в условия кредитных продуктов, в методику оценки кредитоспособности заемщиков. Это абсолютно правильные и логичные действия, конечной целью которых является сохранение высокого качества кредитного портфеля», — рассказывает Глебов.

А по словам господина Куракулова, кризис ликвидности также сместил акценты в банковском кредитовании с «больших» клиентов на клиентов из малого и среднего бизнеса. Он также отмечает, что повышение некоторыми банками ставок ввиду дефицита ликвидности дало импульс их клиентам-предпринимателям к поиску новых банков-партнеров. «Это, естественно, сказалось и на работе нашего представительства, мы получили поток клиентов, недовольных услугами прежнего банка-партнера», — делится Куракулов. Артем Рохлин добавляет: «Безусловно, кризис ликвидности повлиял на стоимость кредитных ресурсов в коммерческих банках. Одни банки приостановили процесс кредитования МБ и заняли выжидательную позицию. Другие пользуются случаем кризиса и переманивают к себе клиентов на обслуживание и кредитование». «У кого с ликвидностью все в порядке — никаких особых изменений не произошло, у кого чуть похуже — были изменения в сторону повышения ставки по кредитам, стал более строгим отбор», — соглашается Иван Филатов.

Игры в лояльность

2008 год принес на рынок кредитования малого бизнеса еще несколько важных тенденций. Банкиры стали все более лояльно выдавать кредиты малым предприятиям, применяя для этого методы экспресс-кредитования. «Действительно, мы можем заметить стремление банков применить механизмы потребительского кредитования в кредитовании малого бизнеса — увеличение суммы кредита без залогового обеспечения, введение системы скоринга, возможность только дистанционного общения с клиентом при кредитах на малые суммы, снижение временного ценза деятельности. Все это направлено на то, чтобы сделать банковские продукты более привлекательными и доступными для малого бизнеса», — объясняет Иван Филатов.

В Банке Москвы также специально для малых предприятий разработана упрощенная методика анализа кредитоспособности заемщика, предполагающая минимальный набор документов для получения кредита. «При суммах до 3 млн рублей решение принимается по скоринговой методике на основе заполненной анкеты заемщика. Методика позволяет кредитному инспектору провести экспресс-анализ возможности получения кредита в сумме более 3 млн рублей уже при первой встрече с клиентом на основании минимальных данных о бизнесе заемщика», — рассказывает Сергей Грибанов. Быстрые либо «упрощенные» кредиты для малого бизнеса также можно получить в УРСА Банке, СКБ-банке, КМБ-Банке и других кредитных учреждениях.

Однако эксперты отмечают, что при излишней доле лояльности у банкиров могут возникнуть и трудности. «Практикуя все более либеральные подходы к заемщикам в погоне за клиентской базой, стремясь любыми путями увеличить свою долю на рынке кредитования малого бизнеса, банки серьезно рискуют ухудшить свое финансовое положение», — предупреждает Владимир Женов.

«С нуля« все еще не привлекательно

Несмотря на активное освоение рынка кредитования малого бизнеса, некоторые его сегменты по-прежнему остаются неохваченными. Так называемые «старт-апы» банки пока кредитовать не готовы. «Финансирование коммерческих проектов «с нуля« по-прежнему является слабо освоенной сферой. Это обусловлено высокими рисками при кредитовании данных проектов, малой практикой банков в анализе и оценке «старт-апов», — объясняет начальник отдела по работе с малым и средним бизнесом Филиала «Новосибирский «РБР« Елена Коновалова.

А Максим Куракулов рассказывает, что под «старт-апом» их банк понимает просто желание человека (наемного работника) заняться бизнесом и наличие у него какой-либо бизнес-идеи. Такие проекты СКБ-банк пока не финансирует — слишком велики риски. «При этом если предприниматель, занимающийся, скажем, грузоперевозками, решает открыть магазин по торговле запчастями (что тоже «старт-ап«), мы с удовольствием рассмотрим его заявку. Разница очевидна: в первом случае банки не имеют никакой информации об успешности и способностях к предпринимательской деятельности, во втором случае есть действующий бизнес, стабильный доход, опыт создания бизнеса, есть подушки безопасности в виде бизнес-активов», — объясняет банкир.

Между тем эксперты не исключают, что банковское кредитование дойдет и до такого бизнеса. «Безусловно, в ближайшем будущем банки обратят внимание на этот большой сегмент и предложат схемы для финансирования «старт-апов«, — уверен Максим Куракулов. — Государственные структуры пытаются создавать бизнес-инкубаторы, которые должны помогать развитию наукоемких проектов, технопарки — среду обитания крепких компаний этого сегмента. Задача государства — построить инфраструктуру, а бизнес сделает все остальное».

Кто и на что

Портрет заемщиков от малого бизнеса у банков сейчас достаточно традиционный.

Генеральный директор Новосибирского Муниципального банка Владимир Женов отмечает, что наибольший удельный вес в этой категории заемщиков занимают торговые организации, лизинговые компании, строительные фирмы. Суммы предоставляемых кредитов варьируются от 1 млн до 20 млн рублей.

А целевыми назначениями займов, по словам начальника отдела кредитования юридических лиц Новосибирского филиала ТрансКредитБанка Романа Мерцалова, чаще являются пополнение оборотных средств и покупка коммерческой недвижимости.

Виктория АНТОНОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru