От количества к сервису

От количества к сервису

25 апреля 2008, Континент Сибирь

Сибиряки все активнее используют пластиковые карты. Это выводит банки и платежные системы на новый уровень конкуренции. Если раньше основной головной болью участников рынка было эмитировать как можно больше новых карт и привлечь новых клиентов, то сейчас стоит задача наполнить «пластик» сервисом, чтобы удовлетворить возрастающие запросы картхолдеров.

По данным ГУ ЦБ по Новосибирской области, на 01.01.08 в регионе было эмитировано более 1,98 млн карт. По количеству выпущенного «пластика» рынок разделен так: 56,5% — «Золотая Корона», 32,6% — VISA, 8,2% — MasterCard. Порядка 70–80% карт выданы в рамках зарплатных проектов.

Интерес к разнообразию

Самые популярные сейчас дебетовые карты, что в первую очередь связано с массовой реализацией зарплатных проектов. В Сибири от 70% до 95% «пластика» выдано именно в рамках таких программ. Доля кредитных карт пока не превышает 5% в общей эмиссии. «Количество кредитных карт также растет, но в силу того, что это продукт уже более «продвинутый«, пока по эмиссии кредитным картам до дебетовых очень далеко», — констатирует заместитель управляющего Новосибирским филиалом ЮниКредит Банка Вячеслав Авдеев.

В структуре эмиссии банковских карт лидирующие позиции в округе до сих пор занимает платежная система «Золотая Корона». Однако с каждым годом увеличивается количество международного «пластика», который постепенно теснит отечественный. Все больше банков отдает предпочтение эмиссии карт систем VISA и MasterCard и развитию инфраструктуры для их приема и обслуживания. В результате в 2007 году в Новосибирске объем сделок, совершенных с использованием карт VISA International, существенно превысил объемы «Золотой Короны». «Сложившаяся ситуация объясняется активной работой на банковском рынке Новосибирска федеральных и московских банков, традиционно сотрудничающих с международными платежными системами, в том числе и при розничном кредитовании. Кроме того, увеличиваются потребности частных клиентов в части расчетов и дополнительных сервисов, которые могут предложить карты международных платежных систем в поездках, в том числе и за рубеж, — поясняет руководитель дирекции развития продуктов и маркетинга ОАО «Инвестиционный Городской Банк« Богдан Харченко. — Например, наш банк с момента выхода на розничный рынок работал только с картами платежной системы VISA International. Сейчас мы ведем работы по вступлению в платежную систему MasterCard». В УРСА Банке, который является лидером по количеству выпущенных карт в регионе, «КС» также заявили, что международный «пластик» набирает обороты. На 01.01.07 банком было эмитировано более 600 тыс. дебетовых карт «Золотая Корона» и только 28 тыс. карт VISA. В 2007 году 40% от всей эмиссии за год составляли карты VISA. В феврале текущего года УРСА Банк приступил к выпуску «пластика» MasterCard Int., и до конца декабря предполагается эмитировать 50 тыс. этих карт.

По словам заместителя начальника Управления платежных систем Новосибирского Муниципального банка Александры Журавковой, в связи с большой распространенностью зарплатных проектов в регионах наиболее востребованы карты низшей ценовой категории. В то же время клиенты обращают все более пристальное внимание на доступность получения наличных денежных средств по имеющейся у них карте, что определяется развитостью инфраструктуры обслуживания и стоимостью обналичивания. «В филиале нашего банка эмитировано свыше 32 тыс. карт всех категорий. Каждая категория имеет свой целевой сегмент. Карты категории Electron, Cirrus/Maestro в связи с небольшими затратами на их открытие и обслуживание удобны, например, для студентов. Клиенты часто открывают их в качестве дополнительных карт своим детям. Также данная категория карт удобна как «карта доступа« к основному счету, где не предполагается ведение расчетов по сети эквайринга, — комментирует ситуацию директор по розничному бизнесу Новосибирского филиала Альфа-Банка Марина Кокоулина. — Классические карты в обслуживании чуть дороже, но и сеть приема для безналичных расчетов у них шире. Также посредством данных карт возможны расчеты в Интернете».

Исполнительный директор РПС «Золотая Корона» Нина Почеснева считает, что сегодня имеет смысл говорить уже не о популярности «пластика», а о том, какие именно услуги хочет получать картхолдер. «По нашим наблюдениям, сибиряки — одни из самых технологически «подкованных» и требовательных клиентов. В результате все большую популярность среди картхолдеров Сибири приобретают пакетные предложения предоставления финансовых услуг и возможность управлять своими деньгами через самые разнообразные каналы доступа, не «привязанные» к режиму работы конкретного банка. Поэтому зарплатная карта сегодня должна обеспечивать не просто «банкомат на проходной», а, например, возможность использовать овердрафт. Кроме того, в банкомате должна быть предусмотрена возможность переводить свои деньги на депозит или в погашение кредита. Клиент должен иметь возможность с помощью карты через банкомат и Интернет оплачивать мобильную связь и коммунальные услуги, — отмечает собеседник «КС». — Повышенные требования в части сервисной составляющей предъявляются и к кредитным картам. У картхолдеров возникает необходимость в SMS-информировании о сроках и суммах погашений, им нужно создать комфортные условия для внесения кредитной задолженности различными способами, в том числе и через Интернет. На основе совокупности этих критериев и собственных предпочтений люди делают выбор «пластика».

Акценты смещаются к сервису

Этап массового привлечения картхолдеров уже закончился. Сейчас основная борьба идет за сотрудников небольших компаний, а также клиентов других банков. Один из основных способов привлечения новых картхолдеров и обеспечения лояльности существующих клиентов — проведение различных акций. Например, в Альфа-Банке на основе карт классической категории реализуются два кобрэндинговых продукта — «Аэрофлот« — MasterCard — Альфа-Банк» и «Альфа-Банк — Cosmopolitan — VISA», в рамках которых клиентам предлагаются различные бонусы. По наблюдениям Марины Кокоулиной, это является хорошим стимулом для открытия карт данных категорий. «Отдельной строкой стоят кредитные карты — чем выше статус карты, тем больше кредитный лимит по ней. Это также стимулирует спрос на карты категории VIP. В нашем банке это тарифные планы «Стиль» и «Статус», — отмечает собеседник «КС». ЮниКредит Банк недавно заявил о начале выпуска эксклюзивных карт Visa Gold с дизайном от Модного Дома MARIOMI, в качестве бонуса клиентам предоставляются сертификаты на получение клубной карты, которая дает 15%-ную скидку на все товары Модного Дома, а также другие привилегии. Банк Москвы и VISA в начале апреля объявили о проведении специальной акции для держателей пластиковых карт. Картхолдеры, оплачивающие покупки с помощью этого «пластика», получают шанс стать одним из 10 счастливчиков, которые присоединятся к команде VISA на Олимпийских играх в Пекине.

Ряд игроков делает ставку на объем сервиса, предоставляемого по карте, и отмечает, что этот вариант привлечения клиентов работает все более эффективно. «Задача любого банка, эмитирующего «пластик«, — предвидеть потребности клиента и предложить ему набор услуг, закрывающий эти потребности», — делится опытом Александра Журавкова.

По наблюдениям специалистов «Золотой Короны», одна из тенденций последнего времени, которая наблюдается в Новосибирске, — это желание людей расширить возможности транспортной карты, превратив ее в банковскую. Очень востребованными направлениями являются безналичная оплата штрафов ГИБДД с использованием «пластика», а также карта денежных переводов «Золотая Корона».

«Наша задача как российской платежной системы — «отлавливать« тенденции, создавать необходимые продукты и сервисы и помогать нашим банкам-участникам системы воплощать их в жизнь. Для любой платежной системы, как и для банков-участников, важно, чтобы рос безналичный оборот, то есть чтобы люди не снимали деньги со счета, а использовали их для оплаты товаров и услуг, — говорит Нина Почеснева. — Особенную актуальность эта задача приобретает в условиях, когда деньги дорожают и банки заинтересованы в формировании качественной пассивной базы. Именно поэтому мы выводим на рынок и помогаем освоить картхолдерам различные способы управления личными деньгами».

Тенденции сохранятся

Опрошенные «КС» участники рынка заявили о том, что в стратегической перспективе ожидают сохранения основных тенденций развития пластикового рынка региона. В Альфа-Банке отмечают, что ждут роста спроса со стороны сибиряков к классическим картам и картам VIP-категории. В Юни-Кредит Банке ожидают роста интереса к кредитным картам, объясняя это удобством финансового продукта. «Доля кредитных карт по России в 2007 году в среднем составляла около 16%. При благоприятной экономической ситуации популярность кредитных карт будет по-прежнему расти с увеличением доли карточных продуктов с предоставлением кредитной линии и грейс-периодом. Доля разовых карточных потребительских кредитов будет уменьшаться», — добавляет Александра Журавкова. А управляющий директор ОАО «УРСА Банк» Дмитрий Акимкин считает, что пока не стоит списывать со счетов и рынок дебетовых карт, который имеет потенциал роста за счет выхода на рынки малых городов, а также за счет привлечения на зарплатный проект предприятий малого и среднего бизнеса. «Мы прогнозируем увеличение рынка дебетовых пластиковых карт в Сибири на 20–25%», — говорит банкир.

Участники рынка по-разному оценивают перспективы противостояния отечественного и международного «пластика». Богдан Харченко прогнозирует, что в 2008 году будет увеличиваться доля карт международных платежных систем, а начальник отдела электронного бизнеса Банка «Левобережный» (ОАО) Максим Мадиссон, напротив, не исключает, что в случае признания одной из платежной систем национальной (на этот статус претендуют «Золотая Корона» или «Сберкарт») именно у нее будет преобладать динамика роста количества карт.

Александра Журавкова также считает, что участники рынка будут уделять все больше внимания вопросам сервиса и безопасности. «Во всем мире вопросам безопасности использования пластиковых банковских инструментов уделяется повышенное внимание. Если российское банковское сообщество осознает всю серьезность рисков, обусловленных использованием клиентами магнитных карт, и займет консолидированную позицию, магнитные карты будут полностью вытеснены чиповыми в течение года или двух лет», — не исключает эксперт.

Юлия ДАНИЛОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru