Привлекательная оплата

Привлекательная оплата

6 июня 2008, Континент Сибирь

Рынок оплаты услуг через терминалы самообслуживания и банкоматы имеет все шансы вытеснить традиционные способы расчетов. Явные лидеры на этом рынке в Сибири пока не определились. А у компаний, через которые можно оплатить услуги дистанционно, по мнению экспертов, в регионах еще есть место для роста.

Что есть что

Все больше сибиряков в последние годы предпочитают оплачивать услуги и вносить платежи через дистанционные электронные устройства. Так как рынок этот все еще молодой и разрозненный, прежде чем говорить о нем, определимся в терминологии. Обозначим его как рынок оплаты услуг через терминалы самообслуживания и банкоматы (обычные и с функцией cash-in).

Электронные платежные системы

Терминалы обычно представляют компании, которые именуют себя не иначе как «платежные системы» или «электронные платежные системы». Если раньше терминалы оплаты услуг, мультикассы устанавливали в основном индивидуальные предприниматели, то сейчас этот рынок начинает укрупняться. В Новосибирске представлены как федеральные — «Мгновенно», ОСМП, — так и местные компании-платежные системы — «Сибирские платежные системы«, муниципальный «Расчетно-кассовый центр», «Цифровые платежные системы».

Рынок электронных платежных систем в целом стал более зрелым. Если год назад автомат окупался за 6–8 месяцев, то теперь срок возврата инвестиций увеличился до 9–12 месяцев, Хотя отечественный рынок ЭПС все еще растет очень быстрыми темпами. «По данным CNews Analytics, за последний год он вырос на 100–130%. Основным драйвером является сегмент автоматов самообслуживания, прирост которого в 2–2,5 раза превышает показатели рынка платежных систем. По данным компании «Бизнес Аналитика«, в 2007 году более 90% россиян использовали автоматы самообслуживания для оплаты услуг. Остальные способы оплаты услуг через кассы менее популярны у населения», — отмечает генеральный директор компании ОСМП (розничный бренд QIWI — «КИВИ») Владимир Лопатин.

В Сибири автоматы самообслуживания появились позже, чем в центральной части страны, и степень их проникновения значительно ниже. «Темп роста сегмента автоматов самообслуживания в округе сохраняется на уровне 2006–2007 годов в европейской части России, то есть идет его активное развитие. Это не удивительно. В Сибири плотность автоматов самообслуживания сегодня составляет 1 автомат на 3718 человек городского населения. Для сравнения: в Центральном регионе 1 автомат самообслуживания приходится на 1300 человек», — рассказали корреспонденту «КС» в компании ОСМП. В банке «Левобережном» отмечают, что развитие рынка платежных терминалов в целом за последние два года составляет 50–80% в год.

Официальных данных по совокупному объему платежей, которые сибиряки совершают через терминалы и мультикассы, пока нет. По данным ОСМП, в Новосибирске и Новосибирской области средний дневной оборот одного платежного терминала составляет около 5,5 тыс. рублей, поэтому и явных лидеров в этом сегменте рынка выделить достаточно сложно. Однако эксперты все же отмечают, что наиболее заметными являются такие компании, как ОСМП («Объединенная система моментальных платежей»), «Сибирские платежные системы», «Мгновенно«. Популярностью пользуются автоматы муниципального унитарного предприятия (МУП) «Расчетно-кассовый центр» — так называемые «квартоплаты». Если коммерческие системы «берут свое» большой сетью терминалов и мультикасс, то муниципальные «квартоплаты» привлекательны отсутствием комиссии за свои услуги (тогда как «рыночным» игрокам приходится отдавать до 10%).

Банки

Для оплаты услуг сибиряки активно используют и банкоматы. Обычно средства с пластиковой карты плательщика переводятся на счет мобильного оператора, энергосбыта и других компаний сферы услуг. В последнее время, вдохновившись успехами электронных платежных систем (ЭПС), банки активно осваивают сегмент оплаты услуг. Количество банкоматов, через которые можно не только получать наличные, но и оплачивать сотовую и междугородную связь, жилищно-коммунальные услуги, проводить платежи без открытия счета, зачислять деньги на депозитные и карточные счета, а также гасить кредиты, постоянно увеличивается. «Доля платежей через банкоматы показывает хороший рост год от года», — говорит директор Федеральной системы «Город» Петр Мазанов. В системе «Город» рассчитывают, что в этом году количество людей, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги по их системе с помощью устройств самообслуживания (банкоматов, терминалов), увеличится. «Динамика I квартала 2008 года к аналогичному периоду прошлого года составила около 40%, поэтому мы прогнозируем на конец этого года, что доля платежей через банкоматы составит примерно 6%», — говорит господин Мазанов.

Интересно, что конкуренты банков в этом секторе — компании, владеющие сетью терминалов, утверждают, что доля банкоматов на рынке оплаты услуг «слишком мала, чтобы о них говорить». Но как бы то ни было, этот сегмент банки осваивают все активнее. Если раньше оплатить услуги в банкомате определенного банка можно было только по карте, которую эмитировало именно это финансовое учреждение, теперь таких «единоличников» все меньше.

Более того, банки расширяют свое присутствие в сегменте оплаты услуги с помощью банковских терминалов с функцией приема наличных cash-in. Изначально такие автоматы были призваны служить для того, чтобы заемщики могли вносить через них ежемесячные платежи по кредиту. «Такие банкоматы устанавливаются банками, которые активно занимаются потребительским кредитованием, в общедоступных местах, а также в собственных офисах. Это позволяет снизить клиентопоток в офис и упрощает процесс гашения кредитов», — рассказывает директор процессингового направления ОАО «УРСА Банк» Руслан Усманов. Но в последнее время актуальными стали и другие функции таких устройств. «У клиента появляется выбор: оплачивать услуги за мобильную связь с комиссией или без нее. Банкоматы становятся полноценными кассовыми узлами. Причем, как правило, при платеже в пользу большинства поставщиков услуг с помощью банкомата клиент не платит комиссии за произведенный платеж», — рассказывает господин Усманов.

Список расширяется

Впрочем, пока между банками и платежными системами нет конкуренции. «Банкоматы стоят гораздо дороже, чем терминалы, поэтому не так распространены. К тому же их из соображений безопасности вряд ли установят, к примеру, на автобусной остановке. ЭПС это вполне по силам. Кроме того, банкам не выгодны микроплатежи с точки зрения расходов на одну транзакцию. А платежные системы в силу законодательных ограничений не могут принимать платежи на сумму свыше 30 тыс. рублей. Таким образом, можно говорить о гармоничном сосуществовании банков и платежных систем», — поясняет Владимир Лопатин.

Кстати, сегмент оплаты услуг манит своей прибыльностью не только банки и электронные платежные системы. На этот рынок потянулись и сотовые ритейлеры. На днях компания «Евросеть» запускает в Новосибирске сеть терминалов оплаты услуг. Они будут размещаться в салонах связи. В пресс-службе компании корреспонденту «КС» пояснили, что пока таких терминалов будет 26, возможно, через некоторое время эта цифра увеличится. Схожие планы есть и у компании DIXIS, другого крупного продавца телефонов. Интересно, что на федеральном уровне и у «Евросети», и у DIXIS собственные сети терминалов уже функционируют, теперь компании добрались и до Сибири.

Что дальше

Эксперты замечают, что постепенно рынок оплаты услуг через терминалы самообслуживания вытесняет традиционные способы оплаты услуг через обычные кассы (банков, почты, ЖЭУ), и полагают, что эта тенденция сохранится. «Повышение финансовой грамотности населения, доверия к российской банковской системе приведет к росту популярности пластиковых карт как средства платежей. К тому же платежи через банкомат исключают проблему со сдачей либо переплатой по счету, что позволит потребителю более экономно расходовать средства. Платежные терминалы, несомненно, займут свою нишу как один из вариантов сопутствующих услуг в магазинах, салонах, автозаправках», — полагает начальник отдела маркетинга банка «Левобережный» Алена Вергунова.

Аналитики считают, что с формированием этого рынка некоторые его игроки (электронные платежные системы, к примеру) в регионах будут укрупняться, так как только консолидация поможет им удержаться на плаву. Собеседники «КС» не исключают, что местный рынок займут новые серьезные федеральные игроки, которые могут дойти до Сибирского региона. Однако, как отмечают в ОСМП, появление новой платежной системы, оснащенной собственным процессинговым центром и обладающей широкой агентской сетью точек оплаты, сопряжено с рядом сложностей. «Нужно учитывать, что рынок ЭПС высокотехнологичен, постоянное внедрение инновационных решений является его визитной карточкой. Создание подобной системы само по себе является ноу-хау, разработка которого займет несколько лет. За это время уже существующие игроки уйдут далеко вперед в развитии своих технологий. Однако если рассматривать появление новых крупных агентских сетей — сетей платежных терминалов, обслуживаемых существующей платежной системой, то этот вариант вполне вероятен. На территории России, особенно в ее регионах, еще есть не занятые ниши», — резюмирует Владимир Лопатин.

Виктория АНТОНОВА

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru