Гастарбайтеры увеличивают оборот рынка денежных переводов

Гастарбайтеры увеличивают оборот рынка денежных переводов

14 июля 2008, журнал «Деловой квартал»

Объем рынка денежных переводов физических лиц растет высокими темпами. Большую часть оборота обеспечивают трудовые мигранты. Количество систем денежных переводов увеличивается, а конкуренция между ними усиливается. В результате тарифы на переводы стали постепенно сокращаться. Некоторые системы переводов предложили клиентам отправлять деньги через кассы самообслуживания.

эксперты

Сурен Айриян генеральный директор UNIStream

Дмитрий Березовский заместитель директора по развитию Новосибирского Муниципального банка

Артем Зенков начальник Управления розничного бизнеса банка «Левобережный»

Наталья Лорай заместитель управляющего по розничному бизнесу Новосибирской дирекции УРСА Банка

Вадим Парнас руководитель системы денежных переводов АЛЛЮР заместитель управляющего по розничному бизнесу Новосибирской дирекции УРСА Банка В

италий Шевченко менеджер по развитию сервиса «Золотая Корона — Денежные переводы»

В 2007 г. физические лица отправили из России денежных переводов на $29,8 млрд. По сравнению с 2006 г. объем переводов увеличился почти на $11 млрд (на 58,9%). Встречный поток намного меньше и растет не так быстро: в пользу физических лиц в Россию в 2007 г. поступило $10,2 млрд (в 2006 г. — $7,5 млрд, рост — 35,7%). Такие данные приводит на своем сайте Центральный банк России.

К сожалению, отдельно по Новосибирской области ЦБ РФ дает информацию о трансграничных операциях физических лиц не в полном объеме (в отчетность по регионам не входят данные о переводах через системы денежных переводов и Почту России). Но и по этим сведениям видно, что по объему переводов, отправляемых физическими лицами за пределы России, Новосибирская область — на одном из первых мест в стране. По данным за первый квартал 2008 г., наш регион по этому показателю уступал только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Приморскому краю и Свердловской области.

По оценке руководителя системы денежных переводов АЛЛЮР Вадима Парнаса, обороты систем денежных переводов в Новосибирской области растут примерно на 30-70% в год в зависимости от валют и направлений: «Точные данные системы не раскрывают». Генеральный директор UNIStream Сурен Айриян полагает, что в ближайший год объем рынка денежных переводов (как трансграничных, так и внутрироссийских) в России увеличится примерно на 50%: «Думаю, что в Новосибирской области темпы роста не будут сильно отличаться от средних по стране». Менеджер по развитию сервиса «Золотая Корона — Денежные переводы» Виталий Шевченко прогнозирует рост (в зависимости от валют и направлений) на 25-40%, заместитель директора по развитию Новосибирского Муниципального банка Дмитрий Березовский — на 20-30%.

Рынок растет благодаря трудовым мигрантам

Основным драйвером роста эксперты считают увеличение уровня трудовой миграции. «Больше 80% спроса на рынке денежных переводов формируется трудовыми мигрантами», — говорит Сурен Айриян. По его мнению, положительно сказываются рост экономики и увеличение потребности населения в цивилизованных методах отправки денег. Нерезидентами (то есть не гражданами России) отправляется около 40% всех переводов, осуществленных через УРСА Банк, и 60-70% переводов — через Новосибирский Муниципальный банк. Трансграничными являются более 50% всех переводов, осуществленных через НМБ. Эксперты основными отправителями называют трудовых мигрантов из СНГ. «В 2007 г. в целом по России 89,8% всех трансграничных переводов составили переводы в страны СНГ», — говорит Березовский. Основной поток переводов в Россию через систему «Золотая Корона — Денежные переводы» идет из Казахстана.

Среди систем денежных переводов (СДП) сложилась определенная специализация. Так, например, через UNIStream из Новосибирска только каждый пятый перевод отправляется в пределах России. «Все остальные переводы идут в страны СНГ и дальнего зарубежья», — говорит Айриян. По собственным оценкам, UNIStream контролирует более 30% рынка денежных переводов в СНГ. Через АЛЛЮР переводы отправляют в основном по России. Как рассказывает Вадим Парнас, в системе АЛЛЮР в НСО на один перевод в СНГ приходится около 70 переводов по России: «Переводы связаны главным образом с материальной поддержкой родственников: студентов, пожилых родителей».

Средние суммы переводов в СДП различны. В УРСА Банке средняя сумма част- ных переводов составляет 30-40 тыс. руб., среди отправляемых в страны ближнего зарубежья — 10 тыс. руб. В «Золотой Короне — Денежные переводы» средняя сумма денежного перевода, отправляемого из Новосибирска, составляет 16-18 тыс. руб. Средняя сумма перевода в рублях РФ по России в Новосибирске в системе АЛЛЮР в мае 2008 г. составила 20,5 тыс. руб., а перевода в долларах США за пределы РФ — $1520. Вадим Парнас говорит, что средняя сумма перевода в долларах по системе АЛЛЮР в Новосибирске больше средней по системе в России на 20-30%, в рублях — меньше на 5-10%. «Средняя сумма перевода через банк «Левобережный» в январе — мае 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. выросла», — рассказывает начальник Управления розничного бизнеса банка «Левобережный» Артем Зенков. По внутрироссийским переводам — на 12,5% (с 4 тыс. руб. до 4,5 тыс. руб.), по переводам за границу в долларах США — на 9% (с $750 до $820). В системе UNIStream средняя сумма отправляемого из Новосибирска перевода с января по май 2008 г. увеличилась примерно на 10% — до $1041. Парнас говорит, что с начала 2007 г. средняя сумма перевода в долларах через АЛЛЮР увеличилась более чем в два раза.

На рынке переводов лидируют Сбербанк и Почта России

По данным ЦБ, в России действует около 20 систем денежных переводов. Более половины из них представлены и в Новосибирске. Лидерами рынка игроки считают Почту России и Сбербанк. «По различным оценкам, на долю Сбербанка и Почты России приходится около 60% рынка денежных переводов в стране. И предпосылок для сокращения рыночной доли этих гигантов нет», — говорит Дмитрий Березовский. «Менталитет и привычки населения изменить очень трудно. Поэтому еще долгое время Почта России не будет иметь конкурентов, которые смогли бы сравниться с ней по объемам денежных переводов», — уверен Вадим Парнас. Среди других игроков на рынке переводов по территории России он выделяет, за исключением АЛЛЮР, такие платежные системы, как Contact, UNIStream, Migom и Anelik: «В Новосибирске прочные позиции на рынке занимает еще и «Золотая Корона».

Артем Зенков к числу наиболее крупных игроков после Почты России и Сбербанка относит UNIStream и СвязьБанк. Виталий Шевченко из систем денежных переводов лидерами в Новосибирске, как и в России в целом, считает Western Union, UNIStream, Migom, Contact. При этом в Новосибирске и ряде других городов, где развита сеть касс самообслуживания, доля «Золотой Короны — Денежные переводы», по его сведениям, составляет 10-20%.

Бурный рост рынка денежных переводов притягивает все новых игроков. «Количество платежных систем продолжает увеличиваться», — рассказывает Березовский. Это подтверждает и Артем Зенков.

Системы переводов стали щедрее к партнерам

По словам Березовского, большинство банков в Новосибирске работает с двумя-тремя платежными системами и лишь у Муниципального банка партнеров пять («Золотая Корона — Денежные переводы», Anelik, Western Union, Migom, UNIStream). Банк «Левобережный» пока работает только с «Золотой Короной — Денежные переводы». Партнеры УРСА Банка — Western Union и Migom. По словам заместителя управляющего по розничному бизнесу Новосибирской дирекции УРСА Банка Натальи Лорай, сейчас банк ведет переговоры с «Центром Финансовых Технологий» об осуществлении денежных переводов по системе «Золотая Корона — Денежные переводы». По ее сведениям, и другие банки в Новосибирске расширяют круг своих партнеров среди сетей денежных переводов. «Нам постоянно поступают предложения о сотрудничестве от различных систем денежных переводов», — рассказывает Березовский.

Денежные переводы по системе АЛЛЮР в городе пока продвигает только Росбанк. Услуги «Золотой Короны — Денежные переводы» в Новосибирске оказывают восемь банков. По словам Шевченко, до конца 2008 г. к системе подключатся еще несколько банков, но их количество и названия он не раскрывает. У UNIStream в Новосибирске пять банков-партнеров (включая Юниаструм Банк и его дочерний банк «Юнистрим»). Айриян говорит, что их число будет расширено. Березовский отмечает, что для банков услуги по переводу денежных средств гораздо выгоднее многих классических банковских услуг, таких как валютно-обменные операции или прием платежей в пользу поставщиков услуг ЖКХ. Как рассказывает Вадим Парнас, платежные системы перечисляют банкам от 16% до 70% суммы вознаграждения, полученного с клиента: «Меньше всего платят западные системы переводов, больше всего — отдельные российские операторы, проводящие агрессивную демпинговую политику с низким тарифом для отправителя. В среднем российские системы отчисляют партнерам 40%». Средняя комиссия банка-партнера — 40-50%, подтверждает Лорай.

По сведениям Березовского, банкам достается чуть больше 30%: «Большинство систем работает по схеме 1+1+1=3. То есть взимаемая с клиента при отправке перевода комиссия делится на три равные части: банку-отправителю перевода, системе (процессинговому центру) и банку-получателю перевода». По его словам, ужесточение конкуренции подталкивает системы все большую часть комиссии отдавать банкам и в целом уменьшать тарифы: «Лучше за меньшую комиссию перевести больше денег и заработать на объеме».

СДП снижают тарифы на переводы

«Ужесточение конкуренции подталкивает системы денежных переводов к снижению тарифов», — отмечает и Наталья Лорай. Как рассказывает Артем Зенков, в 2007 г. тарифы на отправку переводов в страны СНГ снижали такие крупные участники рынка международных денежных переводов, как Western Union и MoneyGram: «Им пришлось это сделать, поскольку с ростом количества игроков их ценовые предложения на какое-то время оказались выше среднерыночных». По словам Натальи Лорай, Western Union за последние полтора года снижала тарифы дважды.

На протяжении 2007 г. СДП постоянно снижали тарифы, рассказывает Березовский. «Причем каждый раз это происходило точечно. Тарифы снижали лишь по определенным направлениям либо только для сумм, превышающих определенный порог», — объясняет он. По его сведениям, в целом по России за последние полтора года тарифы упали в среднем на 25-30%.

Вадим Парнас говорит, что АЛЛЮР в начале 2007 г. скорректировала тарифы на переводы в иностранной валюте (перешла к фиксированной регрессивной шкале): «Результатом стало более чем двукратное увеличение объемов переводов в иностранной валюте и более чем двукратное увеличение средней суммы перевода. Возможно, до конца 2008 г. перейдем на фиксированную регрессивную шкалу и по переводам в рублях». Пересматривал тарифные планы и UNIStream. «Их корректировка завершилась в мае 2008 г.», — говорит Сурен Айриян. А вот «Золотая Корона — Денежные переводы» размер комиссии в 2007 г. не меняла и пока не планирует менять. Шевченко считает, что комиссия «Золотой Короны — Денежные переводы» и так одна из самых низких — 1,5%.

Клиентам предложили терминалы самообслуживания

Системы переводов позволяют пересылать деньги практически мгновенно (за 1-15 мин.) и при минимальных формальностях (от отправителя требуется, как правило, лишь предъявить документ, удостоверяющий личность). Некоторые СДП, например «Золотая Корона — Денежные переводы» и PrivateMoney, в последние годы предложили жителям России возможность переводить деньги через терминалы самообслуживания.

В Новосибирске кассы самообслуживания установила только «Золотая Корона — Денежные переводы». По данным самой «Золотой Короны», в июне 2008 г. в Новосибирске у нее было 15 касс самообслуживания. Как говорит Шевченко, компания стремится устанавливать кассы в местах скопления трудовых мигрантов из СНГ: «В наших планах — до конца 2009 г. установить их в непосредственной близости от всех крупных рынков города и во всех жилых массивах».

Свои кассы самообслуживания «Золотая Корона — Денежные переводы» установила в городе с помощью банков-партнеров, в частности, Муниципального банка и банка «Левобережный». Возможность размещения таких терминалов, по словам Лорай, рассматривает и УРСА Банк. По словам Березовского, НМБ установил и два усовершенствованных устройства, в которых используются ID-карты: «Такую карту человек бесплатно получает в банке. При регистрации на нее заносятся до пяти адресов получателей перевода. Вставляя карту в устройство самообслуживания, клиент просто выбирает из списка нужного получателя». В ближайший месяц НМБ планирует установить еще два таких устройства.

Вадим Парнас называет реализованные некоторыми СДП решения по автоматизации переводов суррогатными: «Для работы с терминалом требуется предварительная регистрация обоих пользователей услуги в отделении банка, что практически неприменимо для подавляющего большинства наших клиентов». И все же спрос на услуги терминалов самообслуживания растет. По словам Дмитрия Березовсого, ежедневно через одно устройство самообслуживания в НМБ осуществляется 20-40 переводов.

Детали

Виртуальные системы не скоро станут конкурентами

Существующим СДП можно не опасаться конкуренции с виртуальными системами денежных переводов, уверены опрошенные «ДК» эксперты. «Сейчас на долю виртуальных денежных систем приходится не более 1-2% российского рынка переводов», — говорит Березовский. По мнению Натальи Лорай, «Яндекс-Деньги» и Web Money еще лет десять не смогут составить серьезную конкуренцию существующим СДП: «Этими системами пока пользуются в основном люди не старше 25 лет». «Свой потребитель у виртуальных систем формируется, и он качественно отличается от потребителя услуг существующих систем, большинство клиентов которых сейчас — трудовые мигранты из ближнего зарубежья», — отмечает Зенков.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru