Подъем кредитов

25 сентября 2010, Подъем кредитов

Потребительское кредитование переживает ренессанс: на докризисный уровень объемы еще не вернулись, но у некоторых банков по сравнению с прошлым годом выросли в разы. Эксперты отмечают, что заемщики более взвешенно подходят к долговой нагрузке и выбирают либо кредиты с наименьшей переплатой, либо кредитные карты с длинным сроком действия. Банки тоже придирчиво оценивают клиентов и наибольшие преференции предоставляют проверенным клиентам, к примеру, участникам зарплатных проектов.

Потребительские кредиты занимают существенную долю в активах банков. Однако кризис 2008—09 гг. охладил желание банков кредитовать население. В большей степени это коснулось ипотечных займов, но потребительские кредиты банки стали выдавать очень сдержанно.

В этом году ситуация изменилась: банки стабильно наращивают объемы выданных физическим лицам кредитов. Однако говорить о том, что рынок потребительского кредитования вернулся к докризисным показателям, еще рано, считает директор Новосибирского филиала банка «Хоум Кредит» Анна Кувшинчикова. «Шесть месяцев 2010 года показали, что восстановление рынка идет. По нашим прогнозам, он вернется к докризисным показателям в 2011 году. На конец 2008 года общий портфель потребкредитов составлял 4017 млрд руб., на конец 2009 — 3574 млрд руб. По нашим оценкам, на конец 2010 он составит 3879 млрд руб. и в 2011 достигнет докризисных величин», — думает А. Кувшинчикова.

Ситуация по отдельным банкам в целом подтверждает этот тренд. Так, в филиале «Новосибирский» «Альфа-Банка» объемы выданных кредитов только начинают расти и до докризисного уровня еще не дошли. Так, на декабрь 2008 года филиал выдал кредитов на $37 млн, на декабрь 2009 года — почти $26,3 млн, на август 2010 года — чуть больше $24,1 млн. «В планах руководства — приблизиться к докризисным показателям к Новому году. Вернемся на него, наверное, в следующем году, когда начнут действовать льготные программы кредитования клиентов, предновогодние акции и сезонный ажиотаж», — не исключает начальник управления по работе с корпоративными клиентами филиала Татьяна Литвинцева.

Заместитель генерального директора, начальник управления розничного бизнеса банка «Левобережный» (ОАО) Артем Зенков тоже полагает, что о полном восстановлении говорить пока нельзя. «Спад в результате кризисных явлений произошел довольно серьезный, и на восстановление прежних объемов кредитования уйдет еще какое-то время. Однако я настроен оптимистично: положительные изменения совершенно очевидны, банки разморозили кредитные программы — как потребительские, так и ипотечные — и выпустили на рынок новые кредитные продукты», — поделился наблюдениями А. Зенков.

Начальник отдела кредитования физических лиц ОАО «Новосибирский Муниципальный банк» Анна Каримова отметила, что в ряде банков объемы кредитования вернулись к докризисным показателям. «В нашем банке объем выданных менее чем за 9 месяцев потребкредитов почти в 1,5 раза превысил показатель всего 2009 г. и превзошел объем выдачи докризисного 2008 г. Рынок потребкредитования, безусловно, находится в стадии подъема. В начале года банки существенно смягчили требования к заемщикам, предложили физлицам новые виды потребкредитов с более выгодными и гибкими условиями, и население, которое также ощутило, что угроза увольнений миновала, а уровень доходов стабилизировался, отреагировало повышением спроса на заемные средства для потребительских целей», — объясняет рост показателей банка специалист.

Еще более радужную картину демонстрирует «Сибирский банк» Сбербанка России. По словам заместителя председателя банка Натальи Кочкиной, за 8 месяцев 2010 года «Сибирский банк» выдал населению 100 тыс. кредитов на общую сумму порядка 23 млрд руб. «Это в 2,5 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года (тогда было предоставлено 53 тыс. кредитов на 9 млрд руб., за весь 2009 г. — 111 тыс. кредитов на сумму 20 млрд руб.). За август 2010 года „Сибирский банк“ вышел на сопоставимый объем выдачи с августом 2008 года. Значительную динамику роста продемонстрировали потребительские кредиты. В 2010 году к 1 сентября их выдано на сумму более 13 млрд руб. — на 6,5 млрд руб. больше, чем за такой же период прошлого года», — с удовлетворением сообщила Н. Кочкина.

При этом в наибольшей степени рост коснулся кредитных карт. Именно к этому продукту стараются привлечь внимание и банкиры. Так, в филиале «Альфа-Банка» потребительские кредиты, которые банк выдает через кредитно-кассовые отделения, составляют более 60% кредитного портфеля. Из этого объема доля кредитных карт составляет 40%. Количество эмитированных карт стабильно росло даже в период кризиса и продолжает увеличиваться.

В банке «Левобережный» также отмечают рост интереса к кредитным картам. «Если в 2009 году большинство наших заемщиков не были готовы брать на себя долгосрочные обязательства, то сегодня мы наблюдаем повышенный спрос именно на З-летние кредиты, оформленные на кредитную карту на сумму до 200 тыс. руб.», — уточняет А. Зенков.

Что касается клиентской базы, то, по словам опрошенных экспертов, наряду со «старыми» клиентами, за кредитами очень часто обращаются и те люди, которые раньше не брали у банков взаймы.

К примеру, в 2010 году банку «Хоум Кредит» удалось привлечь значительное число новых клиентов. «Этому в значительной степени способствовала совместная с „Эльдорадо“ акция „0-0-24“. Кредитом воспользовались более 300 тыс. жителей России, большая часть которых никогда ранее не обращались за кредитом в банк. Мы отмечаем изменения в структуре заемщиков.

За кредитами без переплаты чаще, чем за обычными продуктами, приходят заемщики, которые уделяют особое внимание сумме переплаты и тщательно ведут свой бюджет. Такие заемщики обычно более дисциплинированны в своих выплатах, а значит, наш кредитный портфель увеличился не только в количественном отношении, но и в качественном», — говорит А. Кувшинчикова.

Велика доля новых клиентов и в «ЛОКО-банке». «Основная доля текущих клиентов — это новые заемщики банка, ранее не пользовавшиеся его услугами, — делится информацией заместитель начальника отдела продаж банка Светлана Игнатенко. — Обращаются в банк повторно и добросовестные заемщики, уже успешно выплатившие кредит. Помимо проведения традиционных рекламных кампаний для привлечения новых клиентов, банку необходимо предлагать привлекательные условия кредитования.

Кроме процентной ставки, большую роль для клиента играет срок рассмотрения заявки, пакет запрашиваемых документов, а также требования обеспечения по кредиту. Что касается рекламных стратегий привлечения клиентов, то сейчас многие банки подчеркивают в рекламных и PR-материалах дополнительные преимущества своего кредитования, перечисленные выше. Летом несколько банков использовали рекламу провокационного содержания, однако ценность такого рекламного контакта весьма сомнительна».

А. Каримова не видит ничего удивительного в использовании банками напористой и даже агрессивной манеры продвижения кредитных продуктов. «С одной стороны, это объяснимо: в условиях избытка ликвидности острота борьба за клиента значительно обострилась. С другой стороны, налицо, что не все участники рынка извлекли уроки из кризиса и, продолжая апеллировать исключительно к эмоциям потенциальных заемщиков, умалчивают о существенных условиях и полной стоимости заемных средств. А это влечет за собой вполне реальный риск переоценки людьми своих возможностей», — предостерегает она.

В этих условиях «Альфа-Банк» акцентирует внимание на работе с VIP- клиентами, а для привлечения новых клиентов была запущена акция «Жаркое лето». Суть акции в следующем: если клиент при оформлении кредита предоставил дополнительный документ, то кредитная ставка уменьшается на 1%. «Кредиты оформляют и новые, и действующие клиенты, для действующих клиентов в „Альфа-Банке“ разработаны свои программы кредитования. К примеру, при выдаче потребкредитов клиентам зарплатных проектов действуют более низкие ставки, требуется маленький пакет документов, оформление производится на рабочем месте DSA, предлагаются заранее одобренные кредиты, клиенту достаточно только подписать анкету, и деньги зачислят на зарплатный счет через 4 дня», — описывает продукт Т. Литвинцева.

Сбербанк популяризует нецелевые займы для частных клиентов с помощью «Кредитной фабрики». «Это новая автоматизированная система выдачи потребительских и автокредитов была запущена в апреле. Она позволила уменьшить срок рассмотрения заявки — уже через 35 часов после оформления клиентом документов банк готов проинформировать о своем решении. Клиент может получить кредит в течение трех дней с момента подачи документов. Всего за период работы по технологии „Кредитная фабрика“ „Сибирским банком“ выдано более 24 тыс. кредитов на сумму около 3,5 млрд руб. С 1 июля в рамках „Кредитной фабрики“ займы „На неотложные нужды“ в сумме до 500 тыс. руб. можно оформить без поручителей, что заметно повысило доступность предложений. Кроме того, те, кто получает зарплату на карту Сбербанка, имеют возможность оформить потребительский кредит по льготной ставке в 17,1% годовых (для остальных клиентов она составляет 19%)», — сообщает Н. Кочкина.

Получают бонусы при кредитовании и зарплатники других банков. «Это традиционно самые предпочтительные для банка клиенты. Банк уверен в их платежеспособности, поэтому может предложить особые условия — как в части сниженных тарифных ставок, так и более гибкого подхода к графику погашения, срокам кредитования и необходимому доходу. Преимущество зарплатников, в том, что банк точно знает, в какой организации работает клиент и какой доход получает. Это позволяет более точно оценивать риски, связанные с достоверностью предоставляемых данных, и своевременно отслеживать возможные изменения в финансовом положении заемщика. Для таких клиентов перечень документов для получения кредита короче, чем для заемщиков с открытого рынка. Например, им не требуется предъявлять справку 2-НДФЛ, так как банк видит зачисления на зарплатную карту. Однако в любом случае анкету, паспорт заемщику-зарплатнику принести придется, как и второй документ. Во-вторых, по сроку принятия решения зарплатники могут оцениваться гораздо быстрее иных заемщиков. В-третьих, и это самое привлекательное условие сотрудничества, стоимость кредита для таких заемщиков значительно ниже по сравнению с обычным заемщиком.

В нашем банке разработаны специализированные кредиты для такой группы клиентов, предлагаются специальные зарплатные кредиты: кредитная карта, овердрафт, потребительский кредит. К примеру, потребительский кредит лояльным к банку зарплатникам выдается под низкую ставку 20% и не имеет никаких ежемесячных и единовременных комиссий. Это одно из самых лучших предложений на рынке потребительского кредитования Новосибирска. Кредитная карта также выдается под более низкий процент, чем принято для этого продукта», — живописует А. Зенков.

Для клиентов, получающих зарплату по пластиковым картам «Муниципального банка», действуют специальные кредиты «Экспресс-Финансы» и «Кредитный плюс». Их плюсы — это минимум документов, сокращенный срок рассмотрения заявки, автоматическое гашение из зарплаты, что очень удобно. «При кредитовании клиентов зарплатных проектов по программам потребительских кредитов предусмотрены скидки на размер единовременной комиссии, предоставляется возможность оформить кредиты без обеспечения, — уточняет А. Каримова. — Доля кредитов, выданных по программе „Кредитный плюс“, в общем объеме потребительских кредитов составляет почти 12%».

В целом, по данным компании «Кредитмарт», среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в рублях в сентябре 2010 г. составила 27,84%*. По сравнению с августом 2010 г. наблюдается снижение среднерыночной ставки в рублях на 0,96% пункта (среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в августе 2010 г. составляла 28,80%). В то же время в этом месяце специалисты компании «Кредитмарт» отметили снижение числа одобрений со стороны ряда банков на рынке потребительского кредитования. Некоторые банки ужесточили требования к заемщикам по способу подтверждения дохода, стажу на последнем рабочем месте, требованию к организации-работодателю и прописке. Очевидно, банки стремятся изменить качество портфеля, считают аналитики компании. Тем не менее, в компании видят предпосылки для дальнейшего роста потребительского кредитования до конца года. Наиболее интересных предложений стоит ждать в четвертом квартале.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Воронова Анастасия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru