Битва за клиента

24 декабря 2010, Коммерсант. Сибирь №239

Накопившие ликвидность банки стремятся нарастить кредитные портфели. Статистика ЦБ говорит о небольшом, но стабильном росте, однако реального кредитования экономики не происходит: инвестиционных кредитов на развитие выдается мало, большая часть роста портфелей приходится на рефинансирование. Участники рынка признаются, что испытывают трудности с привлечением клиентов, и это справедливо не только для корпоративного, но и для самого быстрорастущего сегмента — потребительского кредитования.

РОСТ, ДА НЕ ТОТ

По данным ЦБ РФ, кредитный портфель нефинансового сектора и населения по итогам января — октября 2010 года вырос на 9,4%. Ранее ЦБ прогнозировал, что по итогам года рост кредитования банками реального сектора и населения составит около 10-15%.

Опрошенные G представители банков подтверждают данные статистики: объем выдачи кредитов в сибирском филиале банка «Интеза» вырос с начала года более чем в два раза (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), кредитный портфель филиала банка ВТБ 24 в Новосибирске за девять месяцев 2010 года вырос на 21% (по сравнению с январем — сентябрем 2009 года), в МДМ банке отметили рост на 40% среднемесячного объема выдачи кредитов физическим лицам. «Однако благостная картинка не должна никого обманывать: кредитования реальной экономики как не было, так и нет», — считает генеральный директор ОАО «Новосибирский Муниципальный банк» Владимир Женов. Несмотря на рост объемов выдачи кредитов, объясняет он, количество заемщиков, которые их получили, снизилось. «В основном это крупный бизнес, который направил большую часть займов на приобретение различных активов», — пояснил господин Женов. Проблема банков, по его мнению, состоит в том, что у них есть деньги, однако нет качественного спроса: серьезные компании могут сами выходить на зарубежные рынки капитала и кредитоваться на выгодных условиях, остальные кредитоспособные заемщики «разобраны» госбанками и крупными федеральными кредитными организациями, имеющими доступ к дешевым ресурсам и предлагающими низкие ставки. «Устойчивого роста кредитования юридических лиц нет — значимого объема притока инвестиций от собственников не наблюдается», — констатирует председатель правления Альфа-банка Рушан Хвесюк. По его данным, темпы прироста по кредитам на банковском рынке в целом находятся на уровне 5-6%, что недалеко от уровня инфляции. Оживить ситуацию, по мнению господина Хвесюка, возможно инвестированием со стороны государства.

По наблюдениям директора расчетного центра «Сибирский» банка «Интеза» Вячеслава Чехомова, компании, которые уже сейчас готовы развиваться и проявляют спрос на инвестиционные кредиты — это предприятия малого и среднего бизнеса секторов розничной торговли, производства продуктов питания, грузоперевозок. «Возвращение к докризисным объемам по кредитованию малого и среднего бизнеса уже давно произошло. Так, для МДМ банка за девять месяцев 2010 года объем выдачи по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличился почти в три раза», — отмечает начальник департамента розничного бизнеса МДМ банка Марина Дембицкая.

Малый и средний бизнес — главное поле для конкуренции между банками, констатируют эксперты. По мнению Владимира Женова, финансистам есть за что сражаться, ведь многие малые предприятия сейчас готовы кредитоваться в докризисных объемах. Поэтому, отмечает собеседник, банки становятся более лояльными в оценке кредитоспособности заемщиков, смягчают требования к залогам, упрощают процедуру выдачи кредитов. «Разумеется, малым и средним банкам трудно конкурировать с крупными участниками рынка — особенно теми, кого государство поддерживает дешевыми ресурсами, — полагает финансист. — Правда, заемщик ориентируется не только на пресловутые процентные ставки, но и на скорость принятия решения, простоту оформления, пакет документов».

ВЫНУЖДЕННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ

Практически вернулись к докризисным показателям объемы кредитования в розничном секторе. «Население, ощутив, что угроза увольнений миновала, а уровень доходов стабилизировался, отреагировало повышением спроса на заемные средства для потребительских целей», — объясняет Владимир Женов. Поэтому, по его мнению, несмотря на отголоски финансового кризиса, у розничного кредитного портфеля Новосибирского Муниципального банка высокие темпы роста.

По оценке начальника управления кредитования физических лиц банка «Левобережный» Татьяны Джигирис, уже сейчас очевидно, что по итогам года наибольший прирост кредитного портфеля покажет второе полугодие, за счет увеличения средней суммы выдачи по потребительским кредитам, а также роста ипотеки и автокредитования. «Всплеск кредитования традиционно приходится на осень, когда люди возвращаются из отпусков, и этот год не стал исключением — в сентябре объем выданных кредитов составил 189 млн руб., то есть 11% от всей суммы кредитов с начала года», — подсчитала госпожа Джигирис. Ее оптимизма не разделяет Рушан Хвесюк. Хотя количество выданных банком розничных кредитов за девять месяцев 2010 года в два раза превышает показатели прошлого года, темп прироста розничного портфеля, по его словам, не велик, поскольку структура потребления после падения покупательной способности в 2008-2009 годах сильно не изменилась.

Многие опрошенные G участники рынка оценили конкуренцию банков в потребительском секторе как «жесточайшую». По словам господина Женова, конкуренция вынуждает банки, несмотря на падение маржи, продолжать снижать ставки по кредитам и пересматривать условия в пользу клиентов, предлагать новые виды потребительских кредитов с более выгодными и гибкими условиями. «Рынок начинает сегментироваться — появляются целевые образовательные кредиты, кредиты для пенсионеров, займы на ремонт, для участников зарплатных проектов и бонусные предложения для лояльных клиентов. Все это показатели развития рынка потребительского кредитования», — считает Татьяна Джигирис. Одно из наиболее приоритетных перспективных направлений для банков, по ее словам, работа с клиентами зарплатных проектов. «Преимущество «зарплатников» в том, что банк точно знает, где работает клиент и каков его доход, что позволяет довольно точно оценивать кредитные риски и своевременно отслеживать возможные изменения в финансовом положении заемщика», — пояснила собеседница.

По оценкам участников рынка, в таких условиях рост портфелей может обернуться ухудшением их качества. «Такой риск есть всегда, особенно при стремительном росте, однако кризис многому научил банки, и основная их масса не стремится заполучить заемщика любой ценой», — разъясняет господин Женов. Марина Дембицкая видит выход в привлечении клиентов «низкорискованного сегмента», поэтому банки заинтересованы в предоставлении кредитов прежде всего своим клиентам — вкладчикам, заемщикам с положительной кредитной историей, зарплатным клиентам, сотрудникам предприятий, аккредитованных банком.

ЗАКИНУТЬ СЕТИ

Для Альфа-банка в 2009-2010 годах рост в потребительском кредитовании был обеспечен «безлюдными» технологиями — то есть кредиты выдавали сотрудники торговых сетей, признает Рушан Хвесюк. По его словам, доля таких продаж достигла «почти 50%» и банк намерен в дальнейшем ее увеличить.

В эффективности работы с торговыми сетями сомневается заместитель управляющего сибирским филиалом ВТБ 24 Константин Каменщиков. По его мнению, это приводит к снижению качества портфеля. «Клиент, испытывающий эмоциональное возбуждение от желания приобрести понравившуюся вещь, не всегда способен оценить последствия покупки», — убежден господин Каменщиков. Банкир видит выход в развитии сети дополнительных офисов.

С тем, что работа с торговыми сетями все больше теряет свою привлекательность, согласен и Владимир Женов. Альтернативным инструментом, по его мнению, являются кредитные карты — для банков это позволяет снизить риски и операционные издержки, а для клиентов карты с возобновляемым лимитом и грейс-периодом также означают гораздо более широкие возможности в распоряжении кредитными средствами.

КРЕДИТЫ ПОД МЕТРЫ

Банки возвращаются на рынок ипотечного кредитования, однако пока с осторожностью относятся к возможности кредитовать будущее жилье. «Рынок ипотеки будет расти, но медленнее, чем другие розничные продукты», — полагает Рушан Хвесюк. По его мнению, у рынка есть большой долгосрочный потенциал, однако возможности банков зависят от демографии, от потенциала экономики вернуться на траекторию быстрого роста и цен на недвижимость. Ипотеку на первичном рынке господин Хвесюк оценивает как рискованную, ведь кредит оказывается необеспеченным.

Начальник отдела продаж ипотечных кредитов Банка «Левобережный» Елена Дурсанова, напротив, не видит «никаких препятствий» для развития ипотеки в Новосибирске, Новосибирской области и Кузбассе, где спрос постепенно восстанавливается. Банки, заинтересованные в развитии рынка, смягчают условия кредитования. Например, сейчас в «Левобережном» заемщик может доказать свою платежеспособность не только справкой 2НДФЛ, но и документами по форме банка.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Согласие на обработку персональных данных

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», я даю Новосибирскому социальному коммерческому банку «Левобережный» (публичное акционерное общество), 630054, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 25/1 (далее Банк) согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую свободно, своей волей, в своем интересе и на безвозмездной основе.

Также даю свое согласие Оператору связи на обработку (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение), в том числе автоматизированную, неавтоматизированную и смешанную, моих персональных данных – cведений об абоненте, имеющихся в распоряжении Оператора связи, и/или сведений о клиенте, предоставленных Оператору связи с моего согласия Банком, для передачи результата обработки указанной информации Банку.

Перечень персональных данных, подлежащих обработке, отражён в регистрационной форме, и в том числе содержит следующие персональные данные:

Согласие дается мною для целей заключения с Банком любых договоров и их дальнейшего исполнения, принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц, в том числе при уступке банком прав требований по заключенному договору, предоставления мне информации об оказываемых Банком услугах, а также в целях осуществления возложенных на Банк функций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Указанные мною персональные данные предоставляются также в целях разработки Банком новых продуктов и услуг и информирования меня об этих продуктах и услугах. Банк может проверить достоверность предоставленных мною персональных данных.

Согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, включая без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Обработка персональных данных осуществляется Банком следующими способами:

При обработке персональных данных Банк не ограничен в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьему лицу, а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях, передачи Банком принадлежащих ему функций и полномочий иному лицу, Банк вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, их агентам и иным уполномоченным ими лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию.

Настоящее согласие дается до истечения сроков хранения персональных данных или документов, содержащих персональные данные, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Банка, либо 30 (тридцать) дней с даты принятия Банком решения об отказе в заключении договора. Согласие может быть отозвано путем направления в Банк письменного уведомления об отзыве согласия заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем личного вручения уполномоченному представителю Банка. Банк имеет право продолжить обработку моих персональных данных на основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Банк имеет право вносить изменения в настоящее согласие. Новая редакция согласия вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией согласия.

Частным лицам
Бизнесу