Малый и средний бизнес на волне роста

Малый и средний бизнес на волне роста

17 ноября 2017, Континент Сибирь

Как малый, так и средний бизнес в России продолжает осторожно набирать темпы развития. Что является драйвером его роста, какую роль в этом сыграла господдержка и как изменилось поведение клиентов? Об этом «КС» поговорил с руководителями федеральных и региональных банковских структур.

Прошедшие годы неоднократно подтверждали тезис о волнообразном развитии экономики, причем если период этих волн в «тучные» годы был лениво-длинным, то в «тощие» становился нервно-коротким. Вряд ли можно утверждать, что Россия уже дожила до лучших времен, поэтому оптимистичные реляции конца III — начала IV квартала порождали ожидание если не пессимизма, то по крайней мере перехода к нейтральным оценкам. Однако пока с различных направлений экономического фронта продолжают поступать победные донесения.

Так, объединенная исследовательская компания IHS Markit в начале ноября доложила о росте в России показателя деловой уверенности — до максимума с июня 2013 года. По данным исследователей, отечественные предприниматели готовы уже в ближайшем будущем наращивать капиталовложения, создавать новые рабочие места и увеличивать оплату труда. Правда, при этом оптимизм не распространяется на рост прибыльности компаний, однако прогноз рентабельности соответствует среднему мировому уровню.

«Корпоративное кредитование, резко просевшее в кризисном 2016 году, уже в первой половине 2017 года постепенно стало выходить из зоны стагнации», — оценивает ситуацию со своей точки зрения заместитель регионального директора по кредитованию малого бизнеса банка «Открытие» Максим Лунев. По его словам, рост спроса бизнеса на заемные ресурсы подтверждают как данные ЦБ, так и практика самих кредитных организаций — причем не только на закрытие кассовых разрывов и рефинансирование займов, взятых ранее по высоким ставкам, но и на инвестиционные цели. «Их доля в портфеле филиала увеличилась до 50%», — делится информацией банкир.

Схожей позиции придерживается и управляющий розничным бизнесом ВТБ в Новосибирске Станислав Могильников — снижение ставок на рынке кредитования стимулирует экономическую активность предприятий малого и среднего бизнеса, в результате чего растет спрос на кредитные продукты банка. По словам собеседника «КС», сегодня создается ситуация, при которой инвестировать денежные средства в развитие бизнеса становится более привлекательным по сравнению с фиксированными пассивными доходами от размещения депозитов.

Повышением доступности кредитов, снижением ставок в целом по рынку, появлением мощных государственных программ, стимулирующих кредитование данного сектора экономики, объясняет позитивные реалии сегодняшнего дня директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка Андрей Возмилов. «На текущий момент предприниматели вновь стали рассматривать кредитование как ключевой источник средств для развития бизнеса, в то время как еще два-три года назад из-за высоких ставок они были вынуждены использовать альтернативные источники фондирования — краудфандинг, прямые инвестиции, лизинг, личные сбережения и т. д.», — обращается топ-менеджер банка к воспоминаниям прошедших лет.

Однако заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова обращает внимание и на стоп-факторы — несмотря на то что кредитование МСБ банком осуществлялось постоянно, и за три года кредитный портфель вырос почти в два раза, а с начала года его рост составил 16%. Прирост малого бизнеса все же сдерживает неготовность предпринимателей к реализации новых проектов в нестабильной среде.

Бизнес не только занимает, но и накапливает

Наряду с ростом кредитной активности компаний МСБ банкиры наблюдают и продолжающийся рост депозитного портфеля этого сегмента. Отчасти это является следствием все того же возросшего интереса к привлечению банковских ресурсов — они, будучи запущенными в оборот заемщиками, так или иначе оседают на расчетных депозитных счетах их партнеров. Но не исключено, что свою роль играет и приобретенная предпринимателями за последние годы привычка создавать собственный денежный резерв.

Это иллюстрирует на примере своего банка начальник отдела Департамента малого и среднего бизнеса Банк «ЗЕНИТ» Ольга Яковлева — в 2017 году кредитный портфель сегмента МСБ по сравнению с 2014 годом увеличился на 80%, а депозитный — на 43%. «В 2017 году более активно банк развивает продуктовые предложения по транзакционным продуктам для клиентов сегмента МСБ и электронные банковские гарантии для выполнения госзаказа и исполнения контрактов с крупнейшими заказчиками», — видит причины роста руководитель подразделения банка.

При этом Станислав Могильников наблюдает обратную тенденцию. По его информации, пока кредитный портфель предприятий МСП растет медленнее, чем портфель привлеченных средств. «В среднем около 10% рост за три года по кредитному портфелю и более 56% — по портфелю привлеченных средств (депозиты и остатки на расчетных счетах)», — приводит цифры управляющий розничным бизнесом.

А Людмила Глушкова делится своими технологиями работы, обеспечивающими рост портфеля привлеченных ресурсов. «Во-первых, мы поступательно наращиваем свою клиентскую базу на всей территории присутствия банка. Во-вторых, регулярно проводим мониторинг конкурентной среды, анализируем потребности клиентов — в том числе в формате проведения глубинных интервью и адаптируем нашу продуктовую линейку и ценовые параметры банковских услуг», — рассказывает топ-менеджер регионального банка. Она также убеждена: немаловажными факторами для развития депозитного портфеля являются сервисная составляющая и оптимизация бизнес-процессов банка.

«Депозиты в 2017 году в результате коррекции ставок вслед за снижением ключевой ставки ЦБ ожидаемо становятся для компаний менее привлекательными, и возможно дальнейшее замедление их роста», — прогнозирует Максим Лунев. Однако далее он замечает, что временно свободные денежные средства, даже в краткосрочном периоде, способны приносить дополнительный доход бизнесу, поэтому продукты из линейки корпоративных депозитов продолжают оставаться востребованными.

Снижение доходности депозитов для бизнеса отмечает и директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Наталья Левченко. По ее информации, для банка 2017 год является позитивным с точки зрения роста кредитного и депозитного портфелей. Депозитный портфель также растет, но меньшими темпами, т. к. Сбербанк проводит целенаправленную политику по снижению ставок по привлекаемым средствам.

Таким образом, деловая активность клиентов направлена как на развитие с помощью привлечения заемных средств, так и на приумножение временно свободных ресурсов путем размещения в депозиты банков, заслуживших положительную репутацию, подводит итоги директор Новосибирского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Станислав Тишуров.

Новые штрихи в бизнес-портрете

Изменения в структуре потребления банковских продуктов, в первую очередь — рост портфеля кредитных заимствований, стали не только следствием смягчения процентной политики мегарегулятором, а вслед за ним и коммерческими банками. Изменился и сам заемщик — кризис, как хороший учитель, преподал бизнесу уроки оптимизации издержек и управления рисками.

«Да, есть изменения в отношении заемщиков к кредитам — клиенты стали более осторожно подходить к взятию на себя новых кредитных обязательств», — подтверждает Станислав Могильников. С коллегой солидарна и Людмила Глушкова — большее внимание стало уделяться анализу риска возможных скрытых потерь в структуре обязательств предприятия, наступление которых способно сделать компанию абсолютно неплатежеспособной в очень короткий срок.

Ольга Яковлева, говоря об изменениях клиентской базы, считает важным учитывать отраслевую структуру бизнеса. «Если речь идет о кредитовании, то на текущий момент по сравнению с 2014 годом большинство наших заемщиков работает в сфере производства и услуг, то есть снижается доля кредитования торговых компаний и увеличивается кредитование реального сектора экономики», — говорит начальник отдела, связывая эту тенденцию с оказанием господдержки данным компаниям.

Однако, по мнению Андрея Возмилова, портрет клиента в целом значительно не изменился, хотя на текущий момент видно, что в числе клиентов все чаще появляются компании сферы производства, небольшие технологичные предприятия, субъекты внешней торговли, поставщики импортозамещающих товаров и услуг. «Но основным клиентским сегментом по-прежнему остаются компании розничной и оптовой торговли», — констатирует банкир. Схожего мнения придерживается и Наталья Левченко — значительных изменений в портрете клиента МСБ за последние три года не произошло, но при этом поменялись требования и критерии, предъявляемые субъектами МСБ к банкам. «Так, например, на текущий момент одним из главных критериев выбора клиентом конкретного банка является скорость принятия решения по кредитной сделке», — приводит пример директор управления.

Бизнесмены больше не боятся займов и готовы вступать в партнерские отношения с банком — так характеризует современного клиента директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов, основываясь на собственном опыте. «Предприниматели, особенно новой волны, пришедшие в бизнес относительно недавно, в 2014–2016 годах, прошли серьезную школу выживания», — видит Максим Лунев структурные преобразования малого и среднего бизнеса. По его наблюдениям, постоянное взаимодействие с собственниками компаний подтверждает, что они повысили свою финансовую грамотность, особенно в части оценки рисков бизнеса, стали более адекватно и ответственно относиться к взятию на себя долговых обязательств.

Контактная информация

Специалисты Банка «Левобережный» всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы, поделиться актуальными замечаниями и экспертными заключениями о тенденциях кредитно-финансового рынка Сибири.

Темы, которые мы готовы обсудить: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, развитие рынка розничных кредитных программ, вклады для корпоративных и частных клиентов, внешнеэкономическая деятельность и валютное обслуживание. Будем рады сотрудничеству с вами!

Захарова Валерия
8 (383) 3-600-900
6369 — внутренний номер
pr@nskbl.ru


Частным лицам
Бизнесу