Полезно знать

Полезно знать

115-ФЗ и почему банк блокирует счет?

Согласно 115-ФЗ, банки обязаны отслеживать операции по счетам своих клиентов и проверять их на подозрительность по критериям, разработанным Центральным Банком РФ. При подозрении в отмывании доходов, полученных преступным путём, банк может отказать клиенту в проведении операций или обратиться к нему за разъяснениями и недостающими документами.

Будет ли ответ от банка после анализа запрошенных документов?

Да, дождитесь результатов проверки — банк обязательно уведомит об итогах рассмотрения документов.

За помощью в сборе документов и дополнительной проверкой перед сдачей документов по запросу Банка обратитесь к личному менеджеру или ответственному по счету (ФИО, номер телефона, почта доступны в ОНЛАЙН-офисе).

Определить уровень риска нарушений 115-ФЗ для вашего бизнеса поможет сервис «Риск-ассистент» в ОНЛАЙН-офисе.

Как избежать блокировки счета?

  • Указывайте корректное назначение платежа, чтобы банк успешно определил цель вашего платежа
  • Вовремя отвечайте на запросы банка по 115-ФЗ
  • Платите налоги вовремя и в полном объеме, включая НДФЛ и страховые взносы
  • Совершайте операции в соответствии с выбранным ОКВЭД
  • Проверяйте репутацию своих контрагентов как потенциальных, так и действующих

Оценить репутацию контрагента вашего бизнеса поможет сервис «Риск-ассистент» в ОНЛАЙН-офисе.

Как работать с контрагентами не нарушая 115-ФЗ?

Ваша компания может пострадать не только из-за своих ошибок, но и из-за связи с контрагентом, который занимается чем-то сомнительным.

Чтобы этого не произошло, убедитесь, что все ваши поставщики и клиенты ведут реальную деятельность. Вот несколько рекомендаций, которые помогут минимизировать риски в работе с контрагентами.

  • Удостоверьтесь, что партнёр — реально существующая и действующая компания
  • Запросите или выгрузите самостоятельно выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП
  • Проверьте контрагента на сайте банкротов
  • Узнайте историю отношений контрагента с законом на сайте ФНС или ФССП
Оценить репутацию контрагента вашего бизнеса поможет сервис «Риск-ассистент» в ОНЛАЙН-офисе.

Какие операции считаются сомнительными?

  • Они нетипичны для конкретного бизнеса
  • Неясен экономический смысл операций
  • Неочевидны цели операций и их законность

Примеры операций по счету, которые могут вызвать подозрение у банка:

  1. Регулярное снятие с расчетного счета крупных сумм на непонятные цели.
  2. Если назначение платежей не соответствует кодам ОКВЭД, которые вы указали при регистрации бизнеса.
  3. Если компания часто отправляет переводы физическим лицам, не связанные с заработной платой.
  4. Если ваш контрагент подозревается или обвиняется в уголовных преступлениях или терроризме.
  5. Если обороты увеличились, а сумма уплачиваемых вами налогов осталась неизменной.
  6. Многочисленные счёта, которые открываются на короткие сроки (до месяца) в целях безналичного поступления на них денежных средств и их последующего снятия в наличной форме с закрытием счёта.

Пришел запрос от банка в рамках 115-ФЗ, что делать?

Банк может отправить вам запрос на документы для подтверждения операций:

  1. Письмо в интернет-банке
  2. Письмо или звонок от менеджера, ответственного по счету компании или от личного менеджера

Что делать:

  1. Соберите необходимые документы, которые указаны в списке в сообщении от банка
  2. Подробно опишите деятельность вашей компании
  3. Передайте в банк собранные документы в срок не более 5 рабочих дней одним из способов:
    • Через интернет-банк в форме письма
    • Через личного менеджера или ответственного по счету (ФИО, номер телефона, почта доступны в ОНЛАЙН-офисе)
  4. Отвечайте на звонки банка, чтобы оперативно передать дополнительную разъясняющую информацию

Что делать, если невозможно отправить платеж через интернет-банк?

  1. Проверить входящие письма в интернет-банке или рабочую почту. Возможно вам поступил запрос от банка со ссылкой на 115-ФЗ.

    Если так, то необходимо ответить на запрос банка любым удобным для вас способом и предоставить документы, подтверждающие правомочность операций, по которым у банка возник вопрос.

  2. Проверить оплату налогов.

    Если приостановление операций наложено по требованию ФНС — уточните конкретную причину в отделении налоговой инспекции, в котором вы зарегистрированы.

    Важный момент — налоговая служба блокирует не сам счёт, а деньги на нем. Проводить операции (например, отправлять платежи и выплачивать зарплату) вы все еще можете (если после блокировании суммы остаются денежные средства на расчётном счёте)

Что делать, если счет в банке заблокирован?

  1. Найти письмо в интернет-банке с запросом документов, которые необходимо предоставить в банк
  2. Связаться с личным менеджером или ответственным по счету (ФИО, номер телефона, почта доступны в ОНЛАЙН-офисе), для получения информации по списку документов, который требуется предоставить в банк

Что такое «Ежегодное обновление сведений» и как его проходить?

В рамках 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" в банке предусмотрено Ежегодное обновление досье, в рамках которого компания должна предоставить или подтвердить актуальность имеющихся в банке данных.

Актуализировать данные или передать документы можно несколькими способами:

  • Через ОНЛАЙН-офис в разделе «Риск-ассистент». Обратите внимание, что данную возможность имеет только директор компании
  • По системам дистанционного банковского обслуживания (BL-Business Faktura/BL-Business iBank)
  • Предоставив документы непосредственно в офис банка

В случае не предоставления документов в указанный срок, в соответствии с п.11 ст.7 Федерального закона № 115 -ФЗ банк вправе приостановить все расходные операции по расчетному счету, кроме оплаты документов 1й, 2й, 3й групп очередности, бюджетных и внебюджетных платежей.

За помощью в сборе документов и дополнительной проверкой перед сдачей документов в рамках ежегодного обновления досье обратитесь к личному менеджеру или ответственному по счету (ФИО, номер телефона, почта доступны в ОНЛАЙН-офисе).